Произведение случилось вместе два астронома в пиру. Конспект урока с презентацией на тему "М

Ломоносов писал не только научные труды, но и стихотворные произведения. Значительное место в его творчестве занимают оды различного содержания, а также другие стихи, в которых повествуется как о возвышенных, так и об обы­денных предметах.

Так, в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…», написанном в 1761 году, автор рассуждает о сложной научной проблеме, прибегая к форме притчи.

Случились вместе два Астронома в пиру И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник был, другой слыл Птоломей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»

Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

Притча как короткий символический рас­сказ, в котором скрыт глубокий философский смысл, зародилась в древности и существовала у многих народов. На Востоке очень популярны притчи о Хаджи-Насреддине, в которых герой выступает то как философ и мудрец, то выгля­дит довольно глупо.

Ломоносов в своей импровизированной сти­хотворной притче вводит персонажей, которые в реальной жизни никогда бы не могли встре­титься и беседовать, так как жили в разные ис­торические эпохи, разделенные несколькими сотнями лет.

Один из них - Николай Коперник, польский астроном, который жил на рубеже XV-XVI ве­ков и научно обосновал гелиоцентрическую тео­рию мироздания, доказав, что Земля вращается вокруг Солнца.

Другой персонаж стихотворения Ломоносова - Клавдий Птолемей, греческий ученый, живший во II веке нашей эры, который полагал, что Солнце движется вокруг Земли. Его взгляды очень долго господствовали в астрономии, и ка­толическая церковь сурово преследовала тех, кто пытался их опровергнуть.

Вводя в стихотворение образ повара, который и решает спор двух великих ученых, Ломоносов снижает возвышенный тон произведения.

«Случились вместе два Астронома в пиру…» - небольшое сатирическое произведение. Согласно правилам классицизма в «высоких» произведени­ях не допускалось «низкое», но благодаря этому приему стихотворение обретает сатирическое зву­чание. Таким образом оно становится понятно и близко не только ученым, но и простым людям, так как сложная научная проблема разрешается на основе обыкновенного здравого смысла.

Литературоведы впоследствии установили, что аргумент, который приводит повар в пользу теории Коперника, мог быть заимствован Ломо­носовым из книги французского писателя Сира­но де Бержерака «Иной свет, или Государства и империи Луны». Однако это нисколько не ума­ляет своеобразия этого небольшого остроумного стихотворения, в котором Ломоносов не только в несколько фантастической форме показывает многовековой конфликт сторонников двух раз­личных теорий мироздания. Автор также дает понять читателю, каковы собственные взгляды автора на эту проблему.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в ноябре 1711 года близ деревни Холмогоры Архангельской губернии. Первыми книгами, по которым М.В. Ломоносов учился грамоте, были «Псалтырь рифмованная» Симеона Полоцкого (рис. 2), «Грамматика словенская» Малетия Смотрицкого (рис. 3), «Арифметика» Леонтия Магницкого (рис. 4).

Рис. 2. «Псалтырь рифмованная» Симеона Полоцкого ()

Рис. 3. «Грамматика словенская» Мелетия Смотрицкого ()

Рис. 4. «Арифметика» Леонтия Магницкого ()

В 19 лет Ломоносов покинул свой дом и отправился учиться в Москву. Он поступил в Славяно-греко-латинскую академию (рис. 5), в числе лучших учеников окончил ее. После этого поступил в университет при Петербургской академии наук (рис. 6) и закончил его.

Рис. 5. Славяно-греко-латинская академия ()

Рис. 6. Петербургская академия наук ()

Продолжил обучение в университетах Европы (рис. 7) и уже в 34 года стал профессором химии.

Рис. 7. Марбургский университет ()

Круг интересов М.В. Ломоносова включает множество наук, в него входили математика, химия, физика, астрономия, геология и география.

В 1754 году разработал проект создания Московского университета. И через год, в 1755 году, в Москве открылся этот университет, который сейчас носит имя его создателя (рис. 8).

Рис. 8. Московский университет ()

Всю жизнь ученый интересовался астрономией, наверное, потому что родом был из Холмогор. Именно там в 1692 году была открыта первая русская обсерватория.

Две тысячи лет назад в древней Греции жил Клавдий Птолемей (рис. 9).

Рис. 9. Клавдий Птолемей ()

Он утверждал, что Земля находится в центре Вселенной. Луна, Солнце и остальные планеты движутся вокруг нее, его учение получило название «геоцентрическая система». Геоцентрическая система - от слова «гео», что означает Земля.

В XVI веке Николай Коперник (рис. 10), польский ученый, разработал другую систему мироздания - Земля и планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система). Гелиоцентрическая система - от слова «гелиос», что означает Солнце. Но его идеи не были приняты, а сочинения запрещены долгие годы.

Рис. 10. Николай Коперник ()

Долго теория Коперника была заброшена, даже в XVIII веке было мало ее сторонников.

В 1761 году М.В. Ломоносов пишет шуточное стихотворение под названием «Случились вместе два Астронома в пиру…» (рис. 11).

Рис. 11. Стихотворение ()

Разберем слова и выражения, которые в наше время устарели, для того чтобы смысл стихотворения был понятнее (рис. 12):

Рис. 12. Разбор устаревших выражений ()

Жаркое - жареное кушанье, обычно мясное, или же сковорода, на которой это блюдо готовится.

Коперник и Птолемей не могли встретиться, так как жили в разное время, с разницей в 1300 лет. М.В. Ломоносов их соединяет на пиру, в месте, где не могут решаться важные споры о мироздании и Вселенной, этим приемом он создает комичность ситуации.

Споры о теориях Птолемея и Коперника продолжаются и в XVIII веке. Михаил Васильевич изображает в своем стихотворении двоих ученых, которые жарко спорят друг с другом. Рядом с ними оказывается повар, ученые спрашивает его мнение, чтобы разрешить спор. Повар, сравнивая очаг с Солнцем, поясняет на бытовом уровне, что очаг не может крутиться вокруг сковородки, на которой жарится пища. Такой прием сравнения важен в литературных произведениях.

Список литературы

  1. Меркин Г.С. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Русское слово, 2013.
  2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности, 5 класс - 13-е изд., стер. - М.: 2013 - 208 с.
  3. Коровина В.Я. и др. Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях - 2-е изд. - М.: 2013. Ч. 1 - 303 с.; Ч. 2 - 303 с.
  4. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Литература. 5 класс. («Шаг за горизонт») В 2 книгах - 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2008. - 224 с.
  5. Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях - 13-е изд., стер. - М.: 2011. Часть 1 - 256 с.; Часть 2 - 256 с.
  1. Lomonosov300.ru ().
  2. Ras.ru ().
  3. Physchem.chimfak.rsu.ru ().

Домашнее задание

  1. В каких учебных заведениях М.В. Ломоносов обучался?
  2. Назовите первые книги, по которым М.В. Ломоносов учился грамоте.
  3. В каком году М.В. Ломоносов пишет стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…»?

ЛИТЕРАТУРА ЛОМОНОСОВ

«Случились вместе 2 астронома в пиру..»

  1. Оргмомент
  2. Повторение

О чем говорили на прошлом уроке?

Какая лит-ра называется ДР?

С каким событием связано появление ДРЛ?

Какие жанры выделяют в ДРЛ?

Какой жанр самый распр?

В чем заключается смысл жанра летописи? (запись по годам )

Назовите 2 самых известных летописцев 10-12 веков (Никон и Нестор )

3) Проверка домашнего задания

Текст для 1-го раза непонятен, поэтому давайте послушаем его еще раз и потом побеседуем по его содержанию. (видеоролик )

Итак, кто может сказать вкратце, о чем этот текст? (как на русскую землю напали печенеги и люди не могли выйти из города. Тогда один подросток-отрок решился выйти из Киева и пройти мимо печенегов за помощью. Он знал печенежский язык, поэтому печенеги его не тронули. Отрок перебрался на другую сторону Днепра и позвал на помощь воеводу. Воевода Претич приблизился к Киеву и сказал печенегам, что он их друг, что позади идет со своей дружиной Святослав, чтобы разгромить печенегов. Печенеги отступили, а Святослав, вернувшись в город, прогнал окончательно врагов )

В этом тексте очень много непонятных слов. Давайте посмотрим в презентации, что они означают. (просмотр презентации )

Скажите, поучителен ли этот рассказ Повести? (да )

Чему он нас учит? (быть патриотом своей страны, уметь защитить себя и свой народ )

4) Физминутка

5) Новая тема

Сегодня мы с вами начинаем знакомство с произведениями, у которых есть автор в лице одного какого-то человека. И первым представителем среди писателей является Михаил Васильевич Ломоносов (171101765). Запишем тему урока …..

Что вы знаете об этом человеке? Кто он такой? (ответы детей )

Ребята, М.В.Ломоносов – не только писатель, но и ученый в области химии, физики, ин.языков, математики, геометрии и многих других наук. Внимание на слайд (презентация о жизни Ломоносова )

6) Знакомство с произведением

Сегодня мы познакомимся с его произведением «Случились вместе 2 астронома в пиру…» (читает учитель )

Что значит «случились 2 астронома»? (встретились )

«спорили в жару»? (вели жаркий спор, громкий, серьезный )

“Круг Солнца ходит» (вокруг Солнца ходит )

«Как ты о сем сомненье рассуждаешь»? (Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? )

«Такова» (прил.) (такого )

«Жаркова» (сущ.) - жаркóго (жаркóе - жареное кушанье, обычно мясное ).

Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?

Дети учатся работать со сносками.

Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).

Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).

Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?

Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.

В чем противоположность взглядов ученых?

К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?

Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.

Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот .

В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этой басни?

7) Итог урока

О чем сегодня узнали?

Что понравилось на уроке?

Кто такие Коперник и Птолемей?

О чем говорил Коперник?А Птолемей?

Чья теория в настоящее время вернее?

8) Инструктаж домашнего задания

Стр 53 – выразительное чтение


Потомок обычных рыбаков, сумевший пробить себе путь к «звездам», Михаил Ломоносов известен не только как Великий ученый-новооткрыватель, но и как поэт. В это трудно поверить, но в одной личности гармонично и гениально соединились разум и лиричность. Ломоносов писал стихотворные произведения разных жанров: оды, причты, поэмы. Он повествовал как о возвышенном, так и об обыденном. И довольно часто в стихотворениях что-то великое сталкивалось с чем-то вполне обыденным. Таким образом, сочинения автора становились реалистичнее и понятнее простому народу.

Стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…» написано знаменитым ученым в форме причты. В нем рассказывается о героях, которые спорят.

Земля и Солнце – что же вокруг чего вращается? Эта сложная научная проблема всегда порождала многочисленные дискуссии. Однако стихотворение имеет разную тональность: возвышенная постепенно сменяется ироничной.

Главные герои – это Коперник и Птоломей. Первый был Великим польским астрономом, который жил в конце эпохи Средневековья, но идейно восходил уже к другой более просветленной эпохе Возрождения. Он смог научно обосновать гелиоцентрическую теорию, то есть доказать то, что наша планета вращается вокруг большого Солнца, а не наоборот.

Второй был античным ученым, который считал, что яркое Светило движется вокруг Земли. Именно его взглядов очень долгое время придерживалась наука.

Как видим, в реальности разговор этих исторических личностей случиться никак не мог, так как они жили в разные времена. Автор использует героев из разных эпох для столкновения двух противоположных идей.

Жаркий спор астрономов происходит на пиру. Во время всеобщего веселья ученые устраивают научную перепалку, что уже выглядит немного неуместным. Поэтому в их спор хорошо вписывается третий герой – обычный повар. И как ни странно, именно третий герой с его простым мышлением дает простой ответ на вопрос двух знаменитых ученых. В этом и состоит легкая ирония автора. Шутя, повар говорит, что хоть и не был на Солнце, но знает, что прав Коперник: «Кто видел простака из поваров такова, который бы вертел очаг кругом жаркова?» В этом простом примере больше логики, чем во многих научных теориях. Ломоносов считал, что правдивые знания должны быть доступными для понимания каждого.

Данное стихотворение - небольшая стихотворная притча о серьезной научной проблеме. Но благодаря шутливому тону в конце произведение имеет сатирический характер. В образе незатейливого повара автор воплотил здравый смысл, который побеждает теорию.

Ломоносов нарушает правила классицизма, когда допускает в «высоком» произведении «низкое»: изысканный стиль речи астрономов в конце сменяется просторечьем повара. Однако именно это отступление от правил помогло автору достигнуть нужного эффекта. Стихотворение о сложной проблеме стало понятным даже простым людям благодаря третьему персонажу из народа, который обладает здравым смыслом и смекалкой.

Класс__________ Дата__________

Урок 11. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ Х V III ВЕКА.

М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ

ДВА АСТРО́НОМА В ПИРУ» КАК ЮМОРИСТИЧЕСКОЕ НРАВОУЧЕНИЕ

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с личностью и удивительной жизнью русского ученого - М. В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание, особенности композиции и художественные особенности произведения; обучать выразительному чтению, работе с различными словарями; развивать умение находить в тексте юмористические моменты.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметь воспринимать и анализировать текст.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : проявляет желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе: осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

Все испытал и все проник”

А. С. Пушкин

1. Оргмомент

I . Вступительное слово учителя.

О чем мы с вами говорили на прошлых уроках?

Каковы этапы развития древнерусской литературы?

Какие жанры древнерусской литературы вы можете назвать?

Сегодня мы с вами начинаем изучать новый период в развитии русской литературы – это литература 17 века. Этот период называют эпохой Просвещения…

Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия, но звездой первой величины был Михаил Васильевич Ломоносов, потому что такого разностороннего человека Россия до него не знала. И я постараюсь вам это доказать.

Запишите в тетрадях число, классная работа. Тема урока. М. В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру».

Цели урока…

Ответ учащегося

У М. В. Ломоносов родился он в 1711 г. в Архангельской губернии в семье государственного крестьянина. Его отец занимался рыбным промыслом и нередко совершал большие морские поездки. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Лучшими моментами в детстве Ломоносова были, по-видимому, его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах. .

С малых лет помогал отцу юный Ломоносов ходить в океан на небольшом суденышке. Рано выучился грамоте: умел читать, писать и считать по книгам «Арифметика» и «Грамматика» Магницкого, которые давали сведения об астрономии, физике, навигации, географии.

В академии курс обучения составлял 8 лет, Ломоносов же прошел этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках, и в 1736 г. был направлен в Германию для изучения точных наук - физики, химии, механики, горного дела, языков. В 1741 г. обучение было закончено, и Ломоносов вернулся в Петербург.

С этого момента начинается стремительная академическая деятельность. Научные открытия следуют одно за другим, академический талант ученого проникает в различные области знаний. В 1755 г. в Москве по инициативе профессора Ломоносова открывается Московский университет.

Позже М. В. Ломоносов за свой колоссальный вклад в науки будет удостоен звания академика.

Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук в отечестве». Ушел из жизни М. В. Ломоносов в 1765 г., он простудился и умер. Погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Выступление второго ученика .

Любимая наука М.В.Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон. Он поставил 4000 опытов и раскрыл секрет получения стекол всех цветов и оттенков.

Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния.

Он любил наблюдать за звездами и усовершенствовал телескоп. Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.

Он первый в мире географ-полярник.

Занимался историей древних славян и историей изготовления фарфора.

Его с полным правом можно назвать создателем современного русского языка. Он написал свою «Российскую грамматику» и создал систему норм и правил русского языка. На уроке русского языка, когда мы говорили о пунктуации, я приводила вам пример правила из его учебника: «Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам», то есть смысл + структура = знаки препинания.

Он открыл новую эпоху в литературе. Сам сочинял стихи, оды, послания.

Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины. Например, «Портрет Петра I », «Полтавская битва» (показать на интерактивной доске).

В 1755 году открыл первый российский университет в Москве.

Как вы думаете, чье имя он носит?

(имя Михаила Васильевича Ломоносова).

Посмотрите на памятник М.В.Ломоносову, который находится перед зданием университета (показать на интерактивной доске памятник).
Михаил Васильевич Ломоносов был таким великим ученым, так много сделал в разных областях науки, что, по словам А.С. Пушкина, «… он сам (Ломоносов) был первым нашим университетом».

Составление синквейна Ломоносов

Все испытал и все проник” – эти слова принадлежат А.С Пушкину и сказаны о Ломоносове. И хотя в несколько строк невозможно вместить судьбу великого русского ученого, это пушкинское высказывание заставляет задуматься об удивительно многогранной деятельности Ломоносова, о гениальности и смелости его мысли.

Вторая часть урока будет посвящена поэтическому дару М.В.Ломоносова. Мы прочитаем и попытаемся понять содержание поэтического текста. Это стихотворение, некоторые называют басней, М.В. Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…».

Случились вместе – встретились вместе, астронома – т. е. астрономы.

Астроном – человек, изучающий небесные тела?

Как вы думаете о чем может быть стихотворение с таким названием?

Астрономия – одна из древнейших наук, потому что Солнце, Луна и звёзды всегда привлекали к себе внимание человека. Была в ней и практическая необходимость: уже в глубокой древности люди заметили, что смена времён года на Земле прочно связана с положением светил на небе.

Видели ли вы ночное небо, усеянное звёздами?.. Можно ли остаться равнодушным при виде звёздного неба?.. Особую радость испытываешь, когда находишь знакомое созвездие, когда обнаруживаешь планеты, название которых ты знаешь. Возникает мысль о бесконечности и загадочности Вселенной.

И всё, что видишь на небе: Солнце. Луна, звёзды. Планеты – всё это вращается вокруг Земли, потому что Земля является центром всего мироздания…

(Дети должны опровергнуть это мнение)

Давайте перенесёмся в 18 век, лет на 250 назад. Мы также находимся на уроке. И я говорю: «Ребята, не Солнце вращается вокруг Земли, но Земля ходит вокруг Солнца, да при этом ещё и вертится вокруг своей оси».

Таким сообщением я удивила бы вас ещё больше, чем сейчас. Вы в недоумении обратились бы к священнику, и он тут же разрешил бы ваше сомнение, сказав, что это неправда.

Немного было людей в 18 веке, которые слышали бы о том, что Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Ещё меньше было таких, которые верили в это.

Учитель выразительно читает стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»

Словарная работа.

Случились вместе – встретились вместе

В пиру - на обеде

Весьма - очень

Спорили …. в жару - горячо спорили

Круг Солнца ходит - вокруг Солнца ходит

Слыл - был известным

Как ты о сем сомненье

рассуждаешь? - Что ты думаешь об этом?

Очаг - устройство для разведения и поддержания огня

Жаркое - жареное мясное кушанье

Кто такие Коперник и Птолемей?

Биографическая справка о Копернике, Птолемее – информация учащихся.

. Клавдий Птолемей (Птолемей) (ок. 90 - ок. 160) - древнегреческий ученый. Разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной , позволявшую вычислить их положение на небе. Вместе с теорией движения Солнца и Луны она составила так называемую птолемееву систему мира.

Система Птолемея изложена в его главном труде «Альмагест» - энциклопедии астрономических знаний древних.

В «Альмагест» изложена геоцентрическая система мира, согласно которой Земля находится в центре мироздания, а все небесные тела обращаются вокруг нее.

Коперник Николай (1473-1543), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 18

Когда жили Коперник и Птолемей?

Могли ли реально они встретиться друг с другом?

    Почему в стихотворении Ломоносова они встречаются?

Чем противоположны взгляды ученых?

Коперник – планеты и Земля вращаются вокруг Солнца

Птолемей – Планеты и Солнце вращаются вокруг Земли

А как на самом деле?

К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора?

Как повар решает этот спор?

Вывод:

Ломоносова хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины, что внимательно наблюдая быт, можно находить подтверждение великим научным открытиям.

Учитель помогает ребятам сделать этот вывод.

    Где встречаются учёные? Случайно ли Ломоносов выбирает это место для встречи учёных?

    О чём они спорят?

Кто же разрешил их спор?

    Давайте перечитаем и внимательно прислушаемся к словам повара. Повар говорит: «Кто видел простака…» От какого прилагательного слово «простак»?

(простой. А есть ещё прилагательное «простоватый», к нему существительное ближе)

    А что значит «простоватый»?

(не очень умный, недалёкий)

«Простаки» встречаются везде. И среди поваров тоже. Но такого простака из поваров, который бы вертел очаг кругом жаркого, не видел никто.

    Очаг – что такое?

(место, где разводят и поддерживают огонь)

    А что в данном случае означает существительное «жаркое»: само кушанье или сковороду с кушаньем?

(сковорода, на которой жаркое)

    Каким же образом повар разрешает спор астрономов?

(через сравнение: он уподобил Солнце очагу, а Землю сковороде)

    Что вы можете сказать о поваре?

(смекалистый, находчивый и не лишён чувства юмора. Легко и быстро решил жаркий спор учёных)

Дополнительный вопрос: В какой момент чтения стихотворения вы улыбнулись, понимая шутливость сказанного?

В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»?

Уж е полторы тысячи лет птолемеевой системе мира и более двухсот лет коперниковой, а вопрос об их верности всё ещё вызывает противоборство позиций. В стихотворении эта проблема решается наглядно и просто.

Ломоносов не был пассивным сторонником учения Коперника; в своих научных трудах по астрономии он продолжал развивать систему мира, построенную. Польским астрономом. Во многих отраслях знаний, которыми занимался Ломоносов, он делал открытия мирового значения.

Стихотворение Ломоносова забавно и увлекательно. Но создано оно не для того, чтобы позабавить и развлечь читателя. Забавляя, оно несёт истинное знание о строении Вселенной. «В безделицах я стихотворца не вижу…» - писал Ломоносов. Он был твёрдо убеждён, что поэзия должна служить просвещению людей, а значит, и просвещению Отечества.

Обобщение.

Патриотизм Ломоносова, искрометность его таланта «С пышностью, остротой и великолепием» наполнили русскую поэзию Х VI II в. глубоким содержанием. Главная идея его творчества - быть гражданином, служить отечеству - вдохновляла передовых писателей последующих эпох.

Чтение высказываний о Ломоносове.

Н. В. Гоголь: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги».

В. Г. Белинский: «С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим».

Ф. М Достоевский: «Бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь».

Домашнее задание:

Выразительное чтение стихотворения, кто желает, может выучить его наизусть.

А также, прочитайте стр. учебника

V . Самостоятельное чтение учащимися стихотворного текста.

Учитель помогает ребятам отметить паузы, логическое ударение, лучше понять ритм произведения.