Эйдетика как метод развития памяти в современной школе. Фантастические достижения учеников мастера поражают воображение простых людей. Например, Анастасия Черток, благодаря методике Игоря Матюгина научилась писать одновременно десятью пальцами десять раз

В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования – воздействие информационного стресса на здоровье детей.

Одним из ее решений может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти.

Память – один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.

Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения.

В большинстве образовательных учреждениях методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, слова и фразы иностранного языка и большой объем информации, которую нужно запоминать и пересказывать. Возникает вопрос: Как это все запомнить?

Мы изучили различные методы запоминания и обработки информации и всерьез заинтересовались школой эйдетики.

Система эйдетики - память без границ. "Эйдос" в переводе с греческого - "образ". Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.

Немного истории этого направления

Эйдетика - разрабатывалась на протяжении 20–40-х гг. XX в. в Германии, в марбургской психологической школе Э. Йеншем и его единомышленниками (В. Йеншем, О. Кро, А. Рикелем, Г. Фишером и другими) теория, предметом изучения которой был эйдетизм - особый вид образной памяти человека.
В нашей стране в течение примерно десяти лет, с середины 20-х до середины 30-х гг., отечественные ученые (психологи, педологи, психиатры) с большим интересом и вниманием изучали эйдетические идеи марбургской психологической школы, критически их осмысливая, подвергая эмпирической и экспериментальной проверке. Наиболее крупными специалистами в вопросах эйдетики были П.П. Блонский, Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Однако затем в силу ряда обстоятельств (вырождение эйдетики в Германии в расистскую, ненаучную теорию, запрет в СССР в 1936 г. педологии, Великая Отечественная война) эйдетические исследования в нашей стране были полностью свернуты.
В настоящее время эйдетика может представлять научный интерес, а также иметь практическую значимость при описании и объяснении развития и функционирования эйдетизма как специфического вида памяти, познавательной способности и свойства личности.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Еще одно важное преимущество эйдетического обучения - ребенок учится радостно. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Объясняется это тем, что когда человек находится в состоянии радостного, позитивного напряжения, в его организме вырабатывается природный стимулятор эндорфин, который способствует повышению иммунитета и работоспособности.

Таким образом, в основу программы развития памяти мы взяли систему эйдетики и основные мнемонические техники: цепной метод, акровербальный метод и метод мест.

Рассмотрим их более подробно.

Цепной метод строится на цепных ассоциативных связях. Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения. Одна вещь влечет за собой другую, так что ассоциации помогают различным образам упорядочивать все элементы поступающей информации. Сознательно придумывая какие-то ассоциации и отыскивая в заранее предусмотренных случаях, тем самым мы усиливаем контроль над записью информации в памяти, отчего шансы на воспоминание возрастают. Прочному сохранению материала в памяти помогает упорядоченная сеть ассоциаций. Поиск ассоциаций быстро превращается в увлекательную игру.

Акровербальный метод (“акро” - край, “вербо” - слово). Придумывание стишков, шуточных фраз, в которых зашифрована какая-либо информация.

Метод мест основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который предполагается запомнить, и объединить его образ с образом определенного места, который легко извлекается из памяти. Этот метод требует отказа от поиска логических ассоциаций – ведь сама система запоминания основана на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.

Данная программа направлена на различный возраст, она покажется интересной и окажется результативной, как для детей младшего школьного возраста, так и для старшеклассников. Различными будут лишь организационные моменты.

Занятия можно проводить как “в кругу”, так и за партами. Главная основа занятий – эмпатия, доверительное общение учеников с психологом, ведь им придется рассказывать свои ассоциации, делиться сокровенным.

Цель программы: развитие образной памяти (образ – идеальное отражение материального мира в сознании человека).

Задачи:

  1. Формировать умение запоминать многозначные числа, имена, телефоны, даты, тексты по абзацам.
  2. Изучить основные мнемонические техники (цепной метод, акровербальный метод, метод мест).
  3. Развитие воображения, эмоциональной сферы.

Основные темы программы по развитию памяти с элементами эйдетики:

1.“Основные мнемонические техники”

2.“Цепной метод”

3.“Акровербальный метод”

4.“Метод мест”

5.“Запоминание телефонов”

6.“Запоминание исторических дат”

7.“Запоминание фамилий и имен”

8.“Запоминание цифровой информации”

9.“Запоминание текстовой информации”

10.“Техника запоминания стихотворений, художественных текстов”

Приведу пример занятия с элементами эйдетики, на котором раскрывается суть цепного метода.

Цель: научить запоминать текстовую информацию

  • научить запоминать текстовую информацию,
  • научить учитывать индивидуальные особенности.
  • Оборудование: релаксационная музыка, листочки, плакат с изображениями слов.

1. Организационный момент.

Ребята, я очень рада прийти в ваш класс, когда я вижу ваши глаза, я уверенна, что урок наш пройдет интересно!

2. Релаксационная пауза “Отображение”.

(Музыка.) Встаньте парами, и под плавную музыку мы будем двигаться, повернитесь друг к другу лицом, первый вариант ведущий, второй повторяет, а теперь наоборот!

3. Новое знание.

А умеете ли вы легко запоминать слова по порядку?

Давайте проверим!

Я диктую 10 слов, вы их запоминаете:

мандарин, лампочка, стул, снег, тополь, яхта, песок, медуза, водоросли, ковер.

А сейчас, поставьте цифру 1 и напишите по порядку эти слова.

Посмотрите (на доске) эти 10 слов и запомните их:

сирена, камин, турник, бутылка, джин, елка, магнитофон, плот, отопление, улыбка.

Поставьте цифру 2 и запишите, сколько вы запомнили. Посчитайте сколько слов под цифрой 1, а под цифрой 2, в каком случае слов больше? Если под цифрой один, значит у вас ведущий слуховой анализатор, т.е. ваши ушки лучше запоминают, чем глаза, поэтому получите мою памятку, она вам поможет лучше запоминать! А если больше слов под цифрой 2, значит у вас ведущий зрительный анализатор, т.е. ваши глаза лучше запоминают, чем уши, поэтому получите мою памятку, она вам поможет лучше запоминать!

Итак, прочтем вашу памятку:

Если у тебя хорошо развита зрительная память:

1. Помни о том, что тебе лучше всегда иметь перед глазами тот материал, с которым ты работаешь. Чем чаще ты его будешь видеть, тем быстрее и лучше запомнишь.

2. Во время решения задачи имей всегда перед глазами текст задачи или краткое условие.

3. При заучивании стихотворений и разных текстов читай материал сам и столько раз, сколько тебе необходимо, а не проси об этом кого-либо.

4. При заучивании правил составляй опорные таблицы к правилу, которыми можно было пользоваться дома и на уроках.

Если у тебя хорошо развита слуховая память:

1. При заучивании различных правил, стихотворений и других текстов вам будет легче запомнить, если кто-то станет читать вслух, а вы будете внимательно слушать.

3. После прочтения можно попробовать повторить вслух прочитанное.

4. Релаксация “Я самый хороший!”.

Выполним упражнение “Я самый хороший!”.

Итак, скажите шепотом “Я самый хороший!”, а теперь громче, еще громче!

Молодцы, вы действительно самые хорошие!

5. Новое знание.

А теперь интересно ли вам, как запоминать при помощи воображения слова по порядку?

Итак, запомним первые 10 слов по порядку!

(Играет музыка.) Послушайте мою историю и постарайтесь ее увидеть как мультик, визуализировать! Призовите на помощь воображение!

Итак, закройте глаза, представьте себе, мандарин - оранжевый, круглый, сладкий, шершавый, мы начинаем чистить его и внутри оказывается лампочка , мы разглядываем ее и вместо нитей накаливания видим стул , на негопадает снег , мы берем в руки снежинки, любуемся ими, подбрасываем вверх… и на голову нам падает тополиный пух, мы поднимаем голову и видим большой, могучий тополь, который растет ввысь и превращается в мачту яхты, яхта плывет по синему прекрасному морю и врезается в песок , села на мель, услышьте скрежет яхты о песок! На песке лежит медуза , греется на солнце, вокруг ее шеи как шарф обмотана водоросль, неожиданно количество водорослей увеличивается, они заполняют все пространство и сплетаются в причудливый ковер…

Итак, я читаю слова, а вы вспоминаете мою историю.

6. Проверка.

Запишите эти слова…

7. Домашнее задание.

Попросите дома родителей продиктовать вам 10 слов, а вы удивите их, запомнив все нашим секретным способом!

8. Подведение итогов.

Что вы запомните из сегодняшнего занятия? Будете ли вы пользоваться этими приемами!

Положите на левую руку то, что вы получили сегодня от занятия, а на правую – то, что вложили в него и аплодируйте себе!!!

Список литературы:

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Доминанта 2000 года. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.

2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренировка внимания. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.

3. Бьюзен Т. Суперпамять - Пер. с англ.; Худ. обл. М. В. Драко. – 2-е изд. – Мн.: ООО “Попурри”, 2001.

4. Бузан Т. Скоростная память. – Пер. с англ., 1998.

5. Хенкок Дж. Самоучитель по развитию памяти. // М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

6. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание цифр, телефонов, исторических дат.-М.: Эйдос, 1995.

7. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание лиц и имен. -М.: Эйдос, 1994.

Игорь Матюгин

Доктор педагогических наук, основатель «Школы эйдетики» в Москве.

Игорь Матюгин окончил Московский авиационный институт. Еще в вузе занялся изучением психологии , особенно психологическими методами совмещения человека и технических приборов самолета.

Затем последовало приглашение от Академии наук - поработать в лаборатории изучения и развития резервных возможностей человека . Задачей этой работы была тренировка двигательной памяти, снятие стрессов и программирование спортсменов на успех.

Уникальные разработки Игоря Юрьевича в области развития памяти зарегистрированы как научные изобретения и признаны во многих странах мира .

В 1989 году была зарегистрирована авторская методика по развитию памяти под названием «Эйдетика» .

В период с 1991 по 2008 год выпущен ряд книг , описывающих методику развития памяти и внимания, часть из них посвящена психокоррекции. Общий тираж книг составил более 3 миллионов экземпляров и вышел в России, Польше, Украине, Болгарии и Германии .

На основе методик Матюгина И.Ю. снято несколько фильмов : "Конфликты в семье и на работе", "Суперпамять", "Быстрочтение и мнемотехника" и "Приемы Эффективного общения".

В период с 1993 по 1995 годы Игорь Юрьевич, готовясь к Международной Конференции по "Проблемам психотерапии в преклонном возрасте" в Германии (г.Бонн) выпускает ряд публикаций "Методы развития памяти" .

В 1991 году в сборнике научных трудов Института психологии АН СССР печатается его работа "Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости ".

Среди профессиональных достижений в первую очередь стоит отметить 3 изобретения, зарегистрированных ВНИИГЭП .

Игорь Матюгин с удовольствием делится своими знаниями и достижениями , преподавая дисциплины в Экономической Академии им. Плеханова, Русской школе управления и в МГИМО.

Нельзя не отметить тренинги , проведенные Матюгиным для членов "Центра подготовки космонавтов СССР" .
В 1995 году в списке "Бестселлеров Москвы" появляется книга Матюгина И.Ю. "Школа эйдетики, том 1".

Фантастические достижения учеников мастера поражают воображение простых людей. Например, Анастасия Черток, благодаря методике Игоря Матюгина научилась писать одновременно десятью пальцами десять разных цифр. Среди его учеников немало победителей различных конкурсов.

Подготовлено более 5000 инструкторов по развитию памяти.

Среди клиентов и участников семинаров: члены отряда космонавтов России; представители силовых структур; сотрудники телевидения; специалисты из Австрии, Германии, Израиля, Польши, США, Швеции, Японии .

Сегодня Игорь Юрьевич продолжает свою научную работу; проводит on-line тренинги и семинары, психологические консультации ; готовит инструкторов по развитию внимания, памяти и быстрочтения.

ПУБЛИКАЦИИ:

Научные статьи : Журнал «Диабет. 1992», «Психологический журнал №3. 1991.». «Спорт. 1984», Сборник АН «Психология» и др.

Серия книг по развитию памяти и внимания, изданные более 2,5 млн. экз. в России, Украине, Польше, Германии и др.

Фильмы : «Несколько секретов образной памяти», Свердловская киностудия, СССР. «Развитие образной памяти», ТВС, Япония, «Очевидное-невероятное», ТВЦ и др.

DVD : «Суперпамять», 2005. «Техника эффективного общения», 2006. «Конфликт в семье и на работе», 2007, «Быстрочтение и мнемотехника», Эврика, 2008.

Памятка для рассеянных

www.feelgood.com.ua

Как-то в 8 классе я на спор часа за два выучила поэму Лермонтова «Мцыри». Но информационный век с его потоком цифр, событий, встреч, дел, переговоров и спамов привел мою память в замешательство. Однажды, в двадцать девятый раз силясь вспомнить номер собственного мобильника, я хотела подсмотреть в блокнотик и — о ужас! — обнаружила, что забыла в метро сумку… Все ясно: память нужно срочно восстанавливать, и я отправилась на курсы эйдетики. Для тех, кто впервые слышит это слово, объясняю: эйдетика — методика развития памяти с помощью образного мышления. Рыская по сайтам, я остановилась на имени инструктора — первого в Украине основателя школы эйдетики «Мнемозина» Евгения Антощука.

Открытие №1 . Шумы и мелодии запомнить легко На первом же занятии Евгений Всеволодович удивил тем, что ни о какой эйдетике речи не повел, а просто раздал нам цветные открытки. «Мы их будем оживлять, — объяснил он. — Они будет шуметь, и каждая — по-разному». 25 открыток — 25 шумов. На первой моей открытке матросы, стоя на берегу реки, протыкали небо штыками. Вот прозвучала аудиозапись шума машины. «Грузовик привез мороженое», — комментировал инструктор. — Оживляйте картинку на открытке». Это оказалось очень увлекательным: на моей открытке суровые матросы стали выглядывать вожделенное мороженое, отчаянно махая штыками водителю. Под звуки боя молотка попалась открытка с экскаватором. «А это к ковшу доллары прибивают», — объяснил Антощук. Постепенно все 25 открыток обрели свои голоса. Потом, когда сопровождение смолкло, я брала открытки по одной, вспоминала и записывала в тетрадь все шумы по очереди. Из 25 не вспомнила только два — четвертый и двадцать второй, и очень расстроилась по этому поводу! «Да вы только посмотрите! — мягко улыбнулся Антощук. — За 15 минут вы прослушали и воспроизвели шумы 23 открыток. А разве я просил вас что-то запоминать?» Все это называется методом невербальных ассоциаций — мы запоминали и воспроизводили информацию с помощью воображения. Выходит, в этом и кроется секрет эйдетики — задействовать для запоминания фантазию. Кстати, эйдетиками (от греч. «эйдон» — вижу или «эйдос» — образ, картина, идея) психологи называют людей, обладающих способностью вызывать в воображении ранее увиденные или придуманные образы. Этой методикой легко овладевают даже маленькие дети, только им нужно приходить на занятия вместе с родителями. Секрет успеха: не запоминать, а представлять. Шаг к амнезии: фраза «Напрягитесь и постарайтесь запомнить».

Открытие №2 . Запомнить цифры — не проблема Оказывается, у каждой цифры может быть свой образ. Например, единица — это Буратино с длинным носом, двойка — черный лебедь, тройка — лохматый верблюд, четверка — деревянный стул, пятерка — надкушенное яблоко, шестерка — чайник, семерка — флажок, восьмерка — снежная баба, девятка — кит с хвостом, нолик — упругий мячик. Как запомнить число 2548? Придумать про цифры историю, хотя бы вот такую: изящный черный лебедь грызет сочное зеленое яблоко сидя на плетеном стуле, за спинку которого держится огромная желтая снежная баба. При этом важно, чтобы каждый «персонаж» был объемным, большим и красочным. Таким образом можно воспроизвести, например, число π — 3, 141592653589793238462643. Метод получил название «игра с цифрами». Его можно применять и для слов, связывая их в историю одно с другим, по цепочке. Тогда без всякого напряжения их можно запомнить сколько угодно. Я, например, когда ехала в метро, мысленно поиграла со станциями и запомнила названия всех 17 остановок красной ветки. Академик (Академгородок) косит жито (Житомирская), навстречу ему выезжает святоша (Святошин) на «Ниве» (Нивки), которая сделана из бересты (Берестейская), и так далее. В Киеве всего 3 ветки: красная, зеленая и синяя. Три поездки — и зачем карта, спрашивается? Если цифры старательно нарисовать, проскрести, вылепить из пластилина или на что-то наклеить, учил Евгений Всеволодович, то останется только мысленно взглянуть на это место и представить, как вы их клеили. На розовой стене мы старательно рисовали зеленой краской число 385. Тройка получилась немного кривая, у восьмерки верхний кружочек оказался меньше нижнего, а пятерка потекла со стороны хвостика. На потолке цифры клеили из газеты, а на оконном стекле выцарапывали. Такое разве забудешь? Так незаметно оказалось, что запомнить 50 цифр за 15 минут — не проблема. К слову, такой метод использовал еще Цицерон: он мысленно размещал всю информацию (слова, цифры, адреса, фамилии) в комнатах собственного жилища. А разве сложно в комнате, которую знаешь, что-то найти? Оттуда и пошла поговорка: «Дома и стены помогают». Метод (он так и называется — метод Цицерона) сохранил актуальность до наших дней, его с удовольствием используют люди, которым нужно воспроизводить большие объемы информации. Для телефонных номеров я потом изобрела собственное ноу-хау — рисовать их на человеке. Свои же одиннадцать цифр в уме положила в коробочку с тремя перегородками: в каждой ячейке — по 2--3 разноцветных цифры. Когда ехала на третье занятие, просто ради развлечения раскрыла телефонный справочник и запомнила 5 самых нужных телефонных номеров. На каждый ушло по 2 минуты! Секрет успеха: представлять картинку большой, объемной и яркой. Шаг к амнезии: проговаривать цифры про себя или возомнить, что все и так понятно.

Открытие №3 . Целый рассказ запомнить несложно Особенно когда он на шпаргалке: даже если экзаменатор умудрен опытом, он ни за что не догадается, что на парте у студента не листочек с беспорядочно размещенными кругами, овалами и квадратами, а самая настоящая «шпора» с текстом (разве что учитель владеет методом пиктограмм). Суть методики в том, чтобы в любую геометрическую фигуру поместить фразу. Вот самый простой пример: «У лукоморья дуб зеленый». Рисуем кружочек и в нем — линию: это лукоморье и дуб. «Златая цепь на дубе том» — два кружочка в виде звеньев цепочки. «И днем и ночью кот ученый» (наполовину заштрихованный квадратик — день-ночь), «Все ходит по цепи кругом» (овал, кольцо). Без всякой тренировки мы за 15 минут воспроизвели таким образом 25 предложений одного из рассказов О’Генри. А если тренироваться? Секрет успеха: ассоциировать свои пиктограммы с текстом, который нужно запомнить. Шаг к амнезии: нечетко представить или пропустить фразу мимо ушей.

Открытие №4 . Иностранные слова и даже иероглифы запоминаются быстро С помощью Евгения Антощука мы поиграли с иероглифами, а потом оказалось, что за 20 минут запомнили их целых 50: 25 японских и 25 китайских! Например, иероглиф «поле» по-японски звучит «та», а выглядит как квадрат, разделенный двумя линиями на 4 части. Ассоциация очень проста: поле, вспаханное танком (поле — та). Иероглиф «речка» и выглядит как два речных потока, а звучит как «кава». Значит, речка из кофе (по-украински — из «кавы»). Очень живописно и легко представить. Латинское слово «карота» обозначает морковь. Представляем морковь, которая влезла в огромную золоченую карету. Английское spoon (ложка) — спун (человек, который спит в ложке). Показательно? Конечно! А метод был придуман в 70-х годах прошлого века англичанином Аткинсоном и стал называться по его фамилии, иначе — методом ключевых слов. Вообразите: если за полчаса можно легко запомнить 50 иностранных слов, то за какое время, играючи, вполне реально выучить незнакомый язык? Вот мы и получили домашнее задание: нарисовать на одной стороне картонных квадратиков 50 английских слов, а на другой — перевод. Едем в метро или маршрутке, достаем их из кармана и вспоминаем: ага, сock (петух) — петух работает коком на корабле, shoe (башмак, обувь) — шумят башмаки. Секрет успеха: придумать необычный, а потому самый запоминающийся образ. Шаг к амнезии: испугаться, что не запомнишь, напрячься или думать в этот момент о другом.

Открытие №5 . С помощью эйдетики можно изменить настроение Один из способов — задействовать тактильную память. Евгений Всеволодович раздавал нам небольшие квадратики картона с наклеенными на них пробкой, брезентом, мехом, спичками, наждаком, фольгой, кожей. Их нужно было выложить в 2 ряда в любой последовательности. Когда я закрывала глаза и проводила пальцами по разным поверхностям, то и ощущения испытывала различные: шелк был гладким и приятным, фольга — холодноватой (бр-р-р!), мех — теплым, уютным, наждак — шероховатым (не поранить бы кожу!). Потом карточки перемешивались, и нужно было с закрытыми глазами на ощупь угадать, что на них: вот это шероховатое — наждак, теплое и пушистое — мех, гладкое и холодное — фольга. Срабатывала тактильная память, и, как оказалось, с ее помощью можно даже изменить настроение (на лучшее, разумеется). Если стресс улетучивается, когда вы гладите любимую кошку, не отказывайтесь от этого наслаждения. И вовсе не обязательно немедленно хватать Мурку — просто представьте, как ваши пальцы утопали в ее пушистой шерсти и как вам было приятно в тот момент. Побудьте какое-то время в этом миге. Оп-ля! Настроение взлетело. Секрет успеха: подумать о хорошем. Шаг к амнезии: вспомнить о плохом.

  • Доктор педагогических наук.
  • Профессор Российской Академии Энциклопедий.
  • Основатель "Школы эйдетики" в Москве.
  • Автор серии книг.

Игорь Матюгин окончил Московский авиационный институт. Ещё в вузе занялся изучением психологии, особенно психологическими методами совмещения человека и технических приборов самолёта. Затем последовало приглашение от Академии наук поработать в лаборатории изучения и развития возможностей человека. Задачей этой работы была тренировка двигательной памяти, снятие стрессов и программирование успеха у спортсменов.

В 1989 году была зарегистрирована авторская методика по развитию памяти под названием "Эйдетика". Методика пользуется успехом не только в России, но и за рубежом. Подготовлено более 5 000 инструкторов по развитию памяти, автор серии книг по развитию памяти и внимания, вышедших в России, на Украине, Польше, Германии, Болгарии общим тиражом 3 млн экземпляров.

Среди клиентов и участников семинаров: члены отряда космонавтов России; представители силовых структур; специалисты из Австрии, Германии, Израиля, Польши, США, Швеции, Японии.

Профессиональные достижения и награды:

  • Три зарегистрированных изобретения, (ВНИИГЭП).
  • Преподавание в Экономической Академии им. Плеханова; МГИМО; Русской школе управления;
  • Проведение тренингов в "Центре подготовки космонавтов СССР".
  • Книга "Школа эйдетики, том 1" входит в список "Бестселлеров Москвы", 1995.

Академическая деятельность:

1998-2003 — профессор, Российская Академия Энциклопедий, отделение педагогики.

Образование:

  • 1974-1980 — Московский авиационный институт, системотехник.
  • 1995-2007 — МОО СРС, символдрама, консультант.

Основные публикации:

  • Серия книг по развитию памяти, внимания, психокоррекции, М.: Рипол Классик, 1991-2008.
  • DVD "Суперпамять", "Приёмы эффективного общения", "Конфликт в семье и на работе", "Быстрочтение и мнемотехника", М.: Эврика-фильм, 2006-2008.
  • Методы развития памяти (Международная конференция по проблемам психотерапии в преклонном возрасте, Бонн, Германия, 1993, 1994, 1995).
  • "Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости" (АН СССР Институт психологии, сб. науч. трудов, М.: 1991).

Список научных трудов:

  • АН СССР Институт психологии. "Актуальные проблемы психологии и нейропсихологии". Сб. науч. трудов. "Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости", — М., 1991.
  • Российская Диабетическая Ассоциация. Московский психоэндокринологический центр. Материалы научно-практического симпозиума. "Коррекция психосоматического состояния больных сахарным диабетом при помощи эйдетических образов", — М., 1993.
  • Международная конференция по проблемам психотерапии в преклонном возрасте". Общество геронтопсихиатрии и геронтопсихотерапии. "Методы развития памяти". Бонн, Германия, 1993, 1994, 1995.
  • Научный симпозиум "Реабилитация детей и подростков с сахарным диабетом". "Коррекция психосоматического состояния больных сахарным диабетом при помощи эйдетических образов". Малаховка, Моск. обл. 1994.
  • Международный конгресс Кататимно-имагинативной психотерапии "Коррекция психосоматического состояния больных сахарным диабетом при помощи эйдетических образов". Вюрцбург, Германия, 1995.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»