Игорь юрьевич матюгин. Эйдетика как метод развития памяти в современной школе

  • Доктор педагогических наук.
  • Профессор Российской Академии Энциклопедий.
  • Основатель "Школы эйдетики" в Москве.
  • Автор серии книг.

Игорь Матюгин окончил Московский авиационный институт. Ещё в вузе занялся изучением психологии, особенно психологическими методами совмещения человека и технических приборов самолёта. Затем последовало приглашение от Академии наук поработать в лаборатории изучения и развития возможностей человека. Задачей этой работы была тренировка двигательной памяти, снятие стрессов и программирование успеха у спортсменов.

В 1989 году была зарегистрирована авторская методика по развитию памяти под названием "Эйдетика". Методика пользуется успехом не только в России, но и за рубежом. Подготовлено более 5 000 инструкторов по развитию памяти, автор серии книг по развитию памяти и внимания, вышедших в России, на Украине, Польше, Германии, Болгарии общим тиражом 3 млн экземпляров.

Среди клиентов и участников семинаров: члены отряда космонавтов России; представители силовых структур; специалисты из Австрии, Германии, Израиля, Польши, США, Швеции, Японии.

Профессиональные достижения и награды:

  • Три зарегистрированных изобретения, (ВНИИГЭП).
  • Преподавание в Экономической Академии им. Плеханова; МГИМО; Русской школе управления;
  • Проведение тренингов в "Центре подготовки космонавтов СССР".
  • Книга "Школа эйдетики, том 1" входит в список "Бестселлеров Москвы", 1995.

Академическая деятельность:

1998-2003 — профессор, Российская Академия Энциклопедий, отделение педагогики.

Образование:

  • 1974-1980 — Московский авиационный институт, системотехник.
  • 1995-2007 — МОО СРС, символдрама, консультант.

Основные публикации:

  • Серия книг по развитию памяти, внимания, психокоррекции, М.: Рипол Классик, 1991-2008.
  • DVD "Суперпамять", "Приёмы эффективного общения", "Конфликт в семье и на работе", "Быстрочтение и мнемотехника", М.: Эврика-фильм, 2006-2008.
  • Методы развития памяти (Международная конференция по проблемам психотерапии в преклонном возрасте, Бонн, Германия, 1993, 1994, 1995).
  • "Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости" (АН СССР Институт психологии, сб. науч. трудов, М.: 1991).

Список научных трудов:

  • АН СССР Институт психологии. "Актуальные проблемы психологии и нейропсихологии". Сб. науч. трудов. "Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости", — М., 1991.
  • Российская Диабетическая Ассоциация. Московский психоэндокринологический центр. Материалы научно-практического симпозиума. "Коррекция психосоматического состояния больных сахарным диабетом при помощи эйдетических образов", — М., 1993.
  • Международная конференция по проблемам психотерапии в преклонном возрасте". Общество геронтопсихиатрии и геронтопсихотерапии. "Методы развития памяти". Бонн, Германия, 1993, 1994, 1995.
  • Научный симпозиум "Реабилитация детей и подростков с сахарным диабетом". "Коррекция психосоматического состояния больных сахарным диабетом при помощи эйдетических образов". Малаховка, Моск. обл. 1994.
  • Международный конгресс Кататимно-имагинативной психотерапии "Коррекция психосоматического состояния больных сахарным диабетом при помощи эйдетических образов". Вюрцбург, Германия, 1995.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Игорь Матюгин

Доктор педагогических наук, основатель «Школы эйдетики» в Москве.

Игорь Матюгин окончил Московский авиационный институт. Еще в вузе занялся изучением психологии , особенно психологическими методами совмещения человека и технических приборов самолета.

Затем последовало приглашение от Академии наук - поработать в лаборатории изучения и развития резервных возможностей человека . Задачей этой работы была тренировка двигательной памяти, снятие стрессов и программирование спортсменов на успех.

Уникальные разработки Игоря Юрьевича в области развития памяти зарегистрированы как научные изобретения и признаны во многих странах мира .

В 1989 году была зарегистрирована авторская методика по развитию памяти под названием «Эйдетика» .

В период с 1991 по 2008 год выпущен ряд книг , описывающих методику развития памяти и внимания, часть из них посвящена психокоррекции. Общий тираж книг составил более 3 миллионов экземпляров и вышел в России, Польше, Украине, Болгарии и Германии .

На основе методик Матюгина И.Ю. снято несколько фильмов : "Конфликты в семье и на работе", "Суперпамять", "Быстрочтение и мнемотехника" и "Приемы Эффективного общения".

В период с 1993 по 1995 годы Игорь Юрьевич, готовясь к Международной Конференции по "Проблемам психотерапии в преклонном возрасте" в Германии (г.Бонн) выпускает ряд публикаций "Методы развития памяти" .

В 1991 году в сборнике научных трудов Института психологии АН СССР печатается его работа "Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости ".

Среди профессиональных достижений в первую очередь стоит отметить 3 изобретения, зарегистрированных ВНИИГЭП .

Игорь Матюгин с удовольствием делится своими знаниями и достижениями , преподавая дисциплины в Экономической Академии им. Плеханова, Русской школе управления и в МГИМО.

Нельзя не отметить тренинги , проведенные Матюгиным для членов "Центра подготовки космонавтов СССР" .
В 1995 году в списке "Бестселлеров Москвы" появляется книга Матюгина И.Ю. "Школа эйдетики, том 1".

Фантастические достижения учеников мастера поражают воображение простых людей. Например, Анастасия Черток, благодаря методике Игоря Матюгина научилась писать одновременно десятью пальцами десять разных цифр. Среди его учеников немало победителей различных конкурсов.

Подготовлено более 5000 инструкторов по развитию памяти.

Среди клиентов и участников семинаров: члены отряда космонавтов России; представители силовых структур; сотрудники телевидения; специалисты из Австрии, Германии, Израиля, Польши, США, Швеции, Японии .

Сегодня Игорь Юрьевич продолжает свою научную работу; проводит on-line тренинги и семинары, психологические консультации ; готовит инструкторов по развитию внимания, памяти и быстрочтения.

ПУБЛИКАЦИИ:

Научные статьи : Журнал «Диабет. 1992», «Психологический журнал №3. 1991.». «Спорт. 1984», Сборник АН «Психология» и др.

Серия книг по развитию памяти и внимания, изданные более 2,5 млн. экз. в России, Украине, Польше, Германии и др.

Фильмы : «Несколько секретов образной памяти», Свердловская киностудия, СССР. «Развитие образной памяти», ТВС, Япония, «Очевидное-невероятное», ТВЦ и др.

DVD : «Суперпамять», 2005. «Техника эффективного общения», 2006. «Конфликт в семье и на работе», 2007, «Быстрочтение и мнемотехника», Эврика, 2008.

Эйдетика - феномен, вновь открытый немецким ученым Э.Йеншем и его единомышленниками (В. Йеншем, О. Кро, А. Рикелем, Г. Фишером и другими) для огромного числа людей, подхваченнаямногими именитыми учеными еще в начале прошлого века, стала невероятно популярной в наши дни. Наиболее крупными российскими специалистами в вопросах эйдетики были П.П. Блонский, Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Ярким примером эйдетизма можно назвать великие шедевры литературы, читая которые, поражаешься, с какой точность описаны те или события. А. Толстой, И.В. Гёте и многие другие писатели, художники и музыканты неоднократно говорили о том, что прежде чем писать свои произведения четко видят их образы. Многие ученые уверены, что эйдетическими способностями в большей или меньшей степени обладают все люди. Наиболее выражены эти способности у детей в возрасте от 11 до 16 лет. Ярким примером таких способностей может послужить, например, наличие вымышленных друзей у детей. Существует мнение, что эйдетические способности человека можно восстановить во взрослом возрасте и развить. Разные ученые в свое время трудились над изучением эйдетики, разработали свои методики тренировки памяти, однако наиболее успешной методикой развития памяти и внимания стала авторская методика Матюгина Игоря Юрьевича.

На сегодняшний день существует множество центров, помогающим людям развить их природные способности. Одним из таких центров является Центр "Эйдетика +". В основе его работы лежит методика профессора Российской Академии Энциклопедий, доктора педагогических наук и основателя "Школы эйдетики" в Москве Матюгина Игоря Юрьевича. Он является не только разработчиком своей методики развития памяти, но и тесно сотрудничает с центром "Эйдетика +". Его уникальные разработки в области развития памяти "Эйдетика" зарегистрированы как научные изобретения и признаны во многих странах мира (1989г.). Игорь Матюгин является автором целой серии книг с рекомендациями как развить память и внимание. Общий тираж книг составил более 3 миллионов экземпляров и вышел в России, Польше, Украине, Болгарии и Германии. По его методикам подготовлено более 5 тысяч инструкторов по развитию памяти. Игорь Юрьевич проводит корпоративные тренинги и семинары, психологические консультации, а также проводит работу с сотрудниками телевидения, помогая им снять стресс перед эфиром. Фантастические достижения учеников мастера поражают воображение простых людей. Например, Анастасия Черток, благодаря методике Игоря Матюгина научилась писать одновременно десятью пальцами десять разных цифр. Среди его учеников немало победителей различных конкурсов.

Интерес к психологии у Игоря Матюгина появился еще во времена его студенческой юности. Будучи студентом Московского авиационного института, он увлекся изучением психологических методов совмещения человека с техническими приборами самолета, тогда же его пригласили работать в лабораторию изучения и развития резервных возможностей человека. Тренировка двигательной памяти, программирование спортсменов на успех и снятие стрессов стали приоритетными задачами этой работы.

Семинары Матюгина И.Ю. посещали члены отряда космонавтов РФ, представители силовых ведомств, различные иностранные специалисты.

Среди профессиональных достижений в первую очередь стоит отметить 3 изобретения, зарегистрированных ВНИИГЭП. Игорь Матюгин с удовольствием делится своими знаниями и достижениями, преподавая дисциплины в Экономической Академии им. Плеханова, Русской школе управления и в МГИМО. Нельзя не отметить тренинги, проведенные Матюгиным для членов "Центра подготовки космонавтов СССР". В 1995 году в списке "Бестселлеров Москвы" появляется книга Матюгина И.Ю. "Школа эйдетики, том 1".

Вплотную работая с огромным количеством людей, Игорь Юрьевич находит время для повышения уровня своей квалификации, в 1995 году он поступает в Институт Символодрамы, окончив который получает специальность психолога-консультанта.

Матюгин И.Ю. много публикуется. В период с 1991 по 2008 год выпущен ряд книг, описывающих методику развития памяти и внимания, часть из них посвящена психокоррекции. На основе методик Матюгина И.Ю. снято несколько фильмов: "Конфликты в семье и на работе", "Суперпамять", "Быстрочтение и мнемотехника" и "Приемы Эффективного общения".

В период с 1993 по 1995 годы Матюгин И.Ю. , готовясь к Международной Конференции по проблемам психотерапии в преклонном возрасте в Германии (г. Бонн) выпускает ряд публикаций "Методы развития памяти".

В 1991 году в сборнике научных трудов Института психологии АН СССР печатается его работа "Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости".

Жизнь Матюгина И.Ю. насыщена событиями, в том числе и научными стажировками и зарубежными деловыми поездками. В 2008 году с программой "Новые стандарты образования" он посещает IV Международную научно-практическую конференцию по ТРИЗ-педагогике и Эйдетике, проходящую в г. Запорожье на Украине. В том же году с программой "Символодрама в коррекции психосоматического состояния больных сахарным диабетом" он выступал на XII Съезде "Российской Диабетической Ассоциации" и НАО.

За год до этого в 2007 на Украине в Киеве он принимал участие в Научно-практической конференции с программой "Проблемы и перспективы работы творческих групп".

В 2006г. на II Международной научно-практической конференции по ТРИЗ-педагогике и Эйдетике, проходившей на Украине в г. Запорожье, он выступал с программой "Создание технологий учебно-воспитательного процесса".

Изданы Матюгиным И.Ю. и немало научных трудов. В 1994 году на Научном симпозиуме, освещающем вопросы "Реабилитации детей и подростков сахарным диабетом" была представлена работа "Коррекция психосоматического состояния больных сахарным диабетом при помощи эйдетических образов". В 1995 году на Международном конгрессе Кататимно-имагинативной психотерапии в Вюрцбурге (Германия) Матюгин И.Ю. представляет продолжение своих исследований и методик по "Коррекции психосоматического состояния больных сахарным диабетом". Еще один научный труд с аналогичным названием издан в 1993 году совместно с Российской Диабетической Ассоциацией и Московским психоэндокринологическим центром. Подготовлен этот материал был к Научно-практическому симпозиуму.

Сегодня автор уникальных методик и множества популярных книг тесно сотрудничает с Центром "Эйдетика +". Проводит лично тренинги и семинары по различным программам. Благодаря его работе огромное количество людей смогли искоренить свои психологические проблемы, развить внимание и память, а также избавиться от конфликтов с окружающими их людьми. Авторская методика Игоря Матюгина стала доступной для широкой аудитории, а не только узкому кругу высокопоставленных лиц, как в советское время. Она открывает дверь современному успешному человеку в новый мир с новыми возможностями.

Памятка для рассеянных

www.feelgood.com.ua

Как-то в 8 классе я на спор часа за два выучила поэму Лермонтова «Мцыри». Но информационный век с его потоком цифр, событий, встреч, дел, переговоров и спамов привел мою память в замешательство. Однажды, в двадцать девятый раз силясь вспомнить номер собственного мобильника, я хотела подсмотреть в блокнотик и — о ужас! — обнаружила, что забыла в метро сумку… Все ясно: память нужно срочно восстанавливать, и я отправилась на курсы эйдетики. Для тех, кто впервые слышит это слово, объясняю: эйдетика — методика развития памяти с помощью образного мышления. Рыская по сайтам, я остановилась на имени инструктора — первого в Украине основателя школы эйдетики «Мнемозина» Евгения Антощука.

Открытие №1 . Шумы и мелодии запомнить легко На первом же занятии Евгений Всеволодович удивил тем, что ни о какой эйдетике речи не повел, а просто раздал нам цветные открытки. «Мы их будем оживлять, — объяснил он. — Они будет шуметь, и каждая — по-разному». 25 открыток — 25 шумов. На первой моей открытке матросы, стоя на берегу реки, протыкали небо штыками. Вот прозвучала аудиозапись шума машины. «Грузовик привез мороженое», — комментировал инструктор. — Оживляйте картинку на открытке». Это оказалось очень увлекательным: на моей открытке суровые матросы стали выглядывать вожделенное мороженое, отчаянно махая штыками водителю. Под звуки боя молотка попалась открытка с экскаватором. «А это к ковшу доллары прибивают», — объяснил Антощук. Постепенно все 25 открыток обрели свои голоса. Потом, когда сопровождение смолкло, я брала открытки по одной, вспоминала и записывала в тетрадь все шумы по очереди. Из 25 не вспомнила только два — четвертый и двадцать второй, и очень расстроилась по этому поводу! «Да вы только посмотрите! — мягко улыбнулся Антощук. — За 15 минут вы прослушали и воспроизвели шумы 23 открыток. А разве я просил вас что-то запоминать?» Все это называется методом невербальных ассоциаций — мы запоминали и воспроизводили информацию с помощью воображения. Выходит, в этом и кроется секрет эйдетики — задействовать для запоминания фантазию. Кстати, эйдетиками (от греч. «эйдон» — вижу или «эйдос» — образ, картина, идея) психологи называют людей, обладающих способностью вызывать в воображении ранее увиденные или придуманные образы. Этой методикой легко овладевают даже маленькие дети, только им нужно приходить на занятия вместе с родителями. Секрет успеха: не запоминать, а представлять. Шаг к амнезии: фраза «Напрягитесь и постарайтесь запомнить».

Открытие №2 . Запомнить цифры — не проблема Оказывается, у каждой цифры может быть свой образ. Например, единица — это Буратино с длинным носом, двойка — черный лебедь, тройка — лохматый верблюд, четверка — деревянный стул, пятерка — надкушенное яблоко, шестерка — чайник, семерка — флажок, восьмерка — снежная баба, девятка — кит с хвостом, нолик — упругий мячик. Как запомнить число 2548? Придумать про цифры историю, хотя бы вот такую: изящный черный лебедь грызет сочное зеленое яблоко сидя на плетеном стуле, за спинку которого держится огромная желтая снежная баба. При этом важно, чтобы каждый «персонаж» был объемным, большим и красочным. Таким образом можно воспроизвести, например, число π — 3, 141592653589793238462643. Метод получил название «игра с цифрами». Его можно применять и для слов, связывая их в историю одно с другим, по цепочке. Тогда без всякого напряжения их можно запомнить сколько угодно. Я, например, когда ехала в метро, мысленно поиграла со станциями и запомнила названия всех 17 остановок красной ветки. Академик (Академгородок) косит жито (Житомирская), навстречу ему выезжает святоша (Святошин) на «Ниве» (Нивки), которая сделана из бересты (Берестейская), и так далее. В Киеве всего 3 ветки: красная, зеленая и синяя. Три поездки — и зачем карта, спрашивается? Если цифры старательно нарисовать, проскрести, вылепить из пластилина или на что-то наклеить, учил Евгений Всеволодович, то останется только мысленно взглянуть на это место и представить, как вы их клеили. На розовой стене мы старательно рисовали зеленой краской число 385. Тройка получилась немного кривая, у восьмерки верхний кружочек оказался меньше нижнего, а пятерка потекла со стороны хвостика. На потолке цифры клеили из газеты, а на оконном стекле выцарапывали. Такое разве забудешь? Так незаметно оказалось, что запомнить 50 цифр за 15 минут — не проблема. К слову, такой метод использовал еще Цицерон: он мысленно размещал всю информацию (слова, цифры, адреса, фамилии) в комнатах собственного жилища. А разве сложно в комнате, которую знаешь, что-то найти? Оттуда и пошла поговорка: «Дома и стены помогают». Метод (он так и называется — метод Цицерона) сохранил актуальность до наших дней, его с удовольствием используют люди, которым нужно воспроизводить большие объемы информации. Для телефонных номеров я потом изобрела собственное ноу-хау — рисовать их на человеке. Свои же одиннадцать цифр в уме положила в коробочку с тремя перегородками: в каждой ячейке — по 2--3 разноцветных цифры. Когда ехала на третье занятие, просто ради развлечения раскрыла телефонный справочник и запомнила 5 самых нужных телефонных номеров. На каждый ушло по 2 минуты! Секрет успеха: представлять картинку большой, объемной и яркой. Шаг к амнезии: проговаривать цифры про себя или возомнить, что все и так понятно.

Открытие №3 . Целый рассказ запомнить несложно Особенно когда он на шпаргалке: даже если экзаменатор умудрен опытом, он ни за что не догадается, что на парте у студента не листочек с беспорядочно размещенными кругами, овалами и квадратами, а самая настоящая «шпора» с текстом (разве что учитель владеет методом пиктограмм). Суть методики в том, чтобы в любую геометрическую фигуру поместить фразу. Вот самый простой пример: «У лукоморья дуб зеленый». Рисуем кружочек и в нем — линию: это лукоморье и дуб. «Златая цепь на дубе том» — два кружочка в виде звеньев цепочки. «И днем и ночью кот ученый» (наполовину заштрихованный квадратик — день-ночь), «Все ходит по цепи кругом» (овал, кольцо). Без всякой тренировки мы за 15 минут воспроизвели таким образом 25 предложений одного из рассказов О’Генри. А если тренироваться? Секрет успеха: ассоциировать свои пиктограммы с текстом, который нужно запомнить. Шаг к амнезии: нечетко представить или пропустить фразу мимо ушей.

Открытие №4 . Иностранные слова и даже иероглифы запоминаются быстро С помощью Евгения Антощука мы поиграли с иероглифами, а потом оказалось, что за 20 минут запомнили их целых 50: 25 японских и 25 китайских! Например, иероглиф «поле» по-японски звучит «та», а выглядит как квадрат, разделенный двумя линиями на 4 части. Ассоциация очень проста: поле, вспаханное танком (поле — та). Иероглиф «речка» и выглядит как два речных потока, а звучит как «кава». Значит, речка из кофе (по-украински — из «кавы»). Очень живописно и легко представить. Латинское слово «карота» обозначает морковь. Представляем морковь, которая влезла в огромную золоченую карету. Английское spoon (ложка) — спун (человек, который спит в ложке). Показательно? Конечно! А метод был придуман в 70-х годах прошлого века англичанином Аткинсоном и стал называться по его фамилии, иначе — методом ключевых слов. Вообразите: если за полчаса можно легко запомнить 50 иностранных слов, то за какое время, играючи, вполне реально выучить незнакомый язык? Вот мы и получили домашнее задание: нарисовать на одной стороне картонных квадратиков 50 английских слов, а на другой — перевод. Едем в метро или маршрутке, достаем их из кармана и вспоминаем: ага, сock (петух) — петух работает коком на корабле, shoe (башмак, обувь) — шумят башмаки. Секрет успеха: придумать необычный, а потому самый запоминающийся образ. Шаг к амнезии: испугаться, что не запомнишь, напрячься или думать в этот момент о другом.

Открытие №5 . С помощью эйдетики можно изменить настроение Один из способов — задействовать тактильную память. Евгений Всеволодович раздавал нам небольшие квадратики картона с наклеенными на них пробкой, брезентом, мехом, спичками, наждаком, фольгой, кожей. Их нужно было выложить в 2 ряда в любой последовательности. Когда я закрывала глаза и проводила пальцами по разным поверхностям, то и ощущения испытывала различные: шелк был гладким и приятным, фольга — холодноватой (бр-р-р!), мех — теплым, уютным, наждак — шероховатым (не поранить бы кожу!). Потом карточки перемешивались, и нужно было с закрытыми глазами на ощупь угадать, что на них: вот это шероховатое — наждак, теплое и пушистое — мех, гладкое и холодное — фольга. Срабатывала тактильная память, и, как оказалось, с ее помощью можно даже изменить настроение (на лучшее, разумеется). Если стресс улетучивается, когда вы гладите любимую кошку, не отказывайтесь от этого наслаждения. И вовсе не обязательно немедленно хватать Мурку — просто представьте, как ваши пальцы утопали в ее пушистой шерсти и как вам было приятно в тот момент. Побудьте какое-то время в этом миге. Оп-ля! Настроение взлетело. Секрет успеха: подумать о хорошем. Шаг к амнезии: вспомнить о плохом.

Популярная система эйдетики базируется на принципе образных ассоциаций , которые помогают человеку быстрее запомнить необходимый материал и с легкостью его в будущем воспроизводить. Слово «эйдос» отличается греческим происхождением и переводится как «образ». У всех детей развито образное мышление . Когда малыш представляет предмет, то он четко «видит» его внешний вид, размеры, ощущает запах и даже определяет его вкусовые качества.

В 30-х годах XX века в Германии были проведены научные исследования среди учащихся школ. Итоги данного эксперимента показали, что все дети обладают эйдетическими способностями . При этом 40% учащихся являлись явными эйдетиками, а 60% - скрытыми. Но, с развитием науки и передовых информационных технологий способности детей к образному мышлению стали стремительно приближаться к нулю. Сказки, которые развивают у малыша память и воображение, заменили компьютерные , а мультфильмы лишили ребенка возможности фантазировать и творчески мыслить. Также учебная программа в школах не направлена на развитие памяти и абстрактного восприятия информации у школьников. Система эйдетики помогает развивать у ребенка мышление и память . Данная методика также актуальна и для взрослых.

История развития системы Эйдетики

Понятие эйдос в древнегреческой философии применялось только для описания внешней структуры образа. Сербский ученый В. Урбанчич первый изучил в 1907 году эйдетизм , как специфический вид памяти, который способен на образном уровне запоминать и воспроизводить предметы или явления. Более глубокие исследования в данном направлении провела группа ученных марбургской психологической школы под руководством Э. Йеншема в течение 20-40-х годов XX века. Объектом их экспериментов выступала эйдетика, как особый вид памяти.

В СССР проблемами эйдетики в 20-30-е годах занимались многие знаменитые ученые: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.П. Кононова, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Г.С. Фейман . Они разрабатывали теоретические основы эйдетики, исследовали ее и проводили различные эксперименты в данном направлении. Но система эйдетики на некоторый период времени перестала быть актуальной проблемой для научных институтов. Помешала ее дальнейшему развитию политическая деятельность страны, военные действия и другие весомые обстоятельства. Вся экспериментальная работа в данном направлении была полностью прекращена.

На сегодняшний день эйдетика снова стала объектом для глубокого исследования и приобрела практическую значимость. Система эйдетики позволяет не только активно запоминать и воспроизводить увиденные образы, но и является одним из ведущих условий для развития неординарного мышления и познавательной активности человека.

С 1989 года открыта школа эйдетики , образовательный процесс которой направлен на развития абстрактно-образной памяти у детей и взрослых. Специально разработанные занятия позволяют запоминать большой объем полезной информации, а также при необходимости ее воспроизводить или забывать на некоторый период времени. Например, малыши на занятиях с удовольствием и очень быстро познают мир математики . Ведь цифра два у них ассоциируется с прекрасным лебедем, а четверка является в образе сломанного табурета с торчащей пружиной. Данный метод позволяет ребенку запомнить много цифр и осуществлять с ними математические операции различного уровня сложности. Также на занятиях дети и взрослые учатся запоминать большое количество предложений и текстов, которые могут быть не взаимосвязанными между собой по содержанию и смысловой нагрузке.

Основателем школы эйдетики является Игорь Матюгин - доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы, которых насчитывается около 20. Школа эйдетики актуальна в России, и далеко за ее границами. На данный момент подготовлено около 3000 инструкторов, которые успешно преподают в России и других странах основы развития образной памяти.

Для системы эйдетики характерны методы обучения, которые базируются на развитии образного мышления ребенка и не противоречат законам природы. Дети, развивающие память по данной системе, становятся более работоспособными, умеют на длительное время концентрировать собственное внимания, улучшается их процент успеваемости в школе. Система эйдетики способствует более гармоничному развитию ребенка и улучшает его взаимосвязь с окружающим миром.

Методы эйдетики

Экспериментально доказано, что способностью к активному образному запоминанию обладают все люди. При этом эйдетизм является, по мнению многих психологов, логической стадией развития ребенка. Наилучший период для эйдетизма - возраст от 11 до 16 лет . Следует отметить, что с наступлением переходного периода яркие наглядные образы у большинства детей начинают постепенно исчезать. Считается, что лишь минимальный процент людей сохраняет данную способность на протяжении всей жизни. Например, высокий уровень эйдетических способностей зафиксирован у многих известных личностей. Так, К. Федин утверждал, что прежде чем что-либо написать, он это отчетливо слышит. Для А. Толстого описанные им образы он четко прочувствовал и ярко увидел. Для А. Эйнштейн не составляло трудности ощутить и увидеть силу тока.

  • уверенность в собственных действиях и способностях;
  • правильную подготовку к процессу запоминания;
  • работу с материалом на основе специальных методов;
  • повторение изученного материала.

Сегодня разработано множество методов, которые помогают улучшить образную память. Некоторые учебные заведения используют в работе малоэффективные методы для запоминания материала. Например, к методу осмысления учебного материала с последующим составлением плана и схемы прибегают минимальное количество педагогов, так как не все учащиеся могут определить основную мысль материала и выделить его структуру.

Известный метод В.Ф. Шаталова также не эффективен, так как требует для составления опорного конспекта нестандартного креативного мышления , которому с традиционным обучением уделяют мало внимания.

Метод запоминания информации с помощью составления линейного конспекта отличается низкой скоростью восприятия новой информации , более эффективен для выработки навыков письма, а не образной памяти.

Также в школах используется метод многократного повторного чтения . Детей с начальной школы учат несколько раз подряд читать изучаемый текст. Данный метод не результативный , так как текст воспринимается только механически без мысленного повтора.

Наиболее эффективными являются методы эйдетики . Рассмотрим некоторые из них более детально:

1. Метод зрительной прорисовки.

Впервые этот метод был подробно описан И.Ю. Матюгином. Его суть заключается в зрительном соединении символов с настоящим изображением , которое является видимым на данный момент. Если человек снова увидит данный предмет или изображение, то сможет с легкостью его воспроизвести. При этом зрительное соединение заключается в мысленной прорисовке поверхности или общего контура символа. Данный метод является отличным способом для быстрого запоминания простых символов и цифр . Например, ребенку предлагается картинка, на которой нужно найти спрятанную цифру. Она может быть изображена в различном положении и иметь нестандартные размеры.

2. Метод мысленной прорисовки.

Символы и слова не просто ассоциируются с предметами, а мысленно прорисовываются их контуры . Данный метод соединяет с реальными предметами. При этом важно чувствовать все этапы данного процесса: скрип карандаша, движение ваших рук и т.д. Например, предложите ребенку мысленно записать на белой стене слово карандаш зеленой краской. Без движения рук необходимо медленно выписать данное слово крупными буквами, почувствовав запах краски. Данное упражнение сразу не получается у всех желающих. Но, благодаря систематическим тренировкам, можно добиться отличных результатов.

3. Техники запоминания точной информации.

Данная техника включает в себя многообразные приемы и методы известной мнемотехники , которая применяется для запоминания большого объема точной информации: японские иероглифы, иностранные слова, табличные данные, различные формулы и т.д. Овладеть техникой запоминания точной информации можно под руководством опытного педагога в данной области.

Основные инструменты эйдетики

Система эйдетики не сможет выполнять собственные функции без ассоциаций и акровербальной техники. При этом ассоциации осуществляются с помощью цепного метода и создания зрительных ассоциативных образов.

Цепной метод предполагает, что любое явление и действие влечет за собой выполнение последующих действий. Новая информация в процессе использования данного метода подается постепенно и последовательно : от частного к общему или на оборот. Метод создания зрительных образов лишен логической составляющей и основывается на связи изучаемого предмета с определенным его местоположением.

Например, изучая принцип движения электрического тока по проводам, можно предложить учащимся использовать для лучшего понимания и запоминания следующий ассоциативный образ. Педагог предлагает учащимся представить себя в роли электрически заряженных частицей. Далее учитель говорит ребятам, что они будут направляться в столовую. При этом он их будет сопровождать и постоянно торопить, чтобы не опоздать на следующий урок. Аналогичным образом действует электрическое поле по отношению к заряженным частицам.

Данное объяснение материала кажется научно необоснованным и абсурдным. Но ребенок четко представляет перед собой яркий образ, связывает его с определенным местом и запоминает . Электрические частицы в оживают и совершают определенные действия.

Многим учащимся сложно воспринимать точные дисциплины: математику, физику и химию. Но если педагог использует в процессе объяснения материала вышеперечисленные приемы, то ребенку легче воспринимать и запоминать новую информацию.

Акровербальная техника базируется на преобразование изучаемого материала в творческие и интересные тексты . Например, таблица умножение легче запоминается, если предлагать детям ознакомиться с ней в стихотворной форме. Также могут использоваться песни, загадки, интересные истории и т.д. Данная техника позволяет процесс запоминания превратить в непринужденный и эффективный процесс, который сопровождается только хорошим настроением и положительными эмоциями.

Таким образом, основные инструменты эйдетики помогают развивать у ребенка :

  • образное мышление, фантазию, зрительную память;
  • познавательную активность и креативные способности;
  • речевые центры;
  • уверенность в собственных силах;
  • инициативность;
  • работоспособность.

Эйдетика для малышей

Дети способны надолго и легко запоминать яркие образы. Известное определение цветов радуги «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» помогает малышам активнее запомнить основные цвета. Ребенок в процессе изучения стихотворения включает образную память и , а также подкрепляет данные действия положительными эмоциями. В результате малыши очень просто запоминают получившийся яркий образ с необходимой информацией.

Система эйдетики предлагает для малышей интересные и веселые методики , позволяющие активнее запоминать необходимую информацию в процессе игры. Родители могут с малышом поиграть в такие игры:

1. Запоминаем быстро слова.

Чтобы ребенок запомнил необходимый ряд слов, составьте из них небольшой веселый рассказ. При этом слова должны следовать друг за другом в правильной последовательности. Например, слова для малыша: клюв, утка, озеро, лист. Предложите ребенку придумать смешную историю , в которой будут встречаться данные слова: на берегу чистила клюв утка и смотрела на озеро, по которому плыл желтый лист.

Данный метод запоминания можно использовать в процессе выполнения с крохой домашних дел. Например, предложите малышу составить список одежды , которую он будет надевать на вечернюю прогулку, или «приготовьте» с крохой сказочный суп. Пусть ребенок назовет последовательность продуктов в своем рецепте первого блюда.

Рекомендуется также для активного запоминания слов и названий предметов придумывать с малышом короткие стишки . Проговаривая их вслух, он должен ярко представлять сюжетную картинку и последовательность предметов.

2. Запоминаем движения.

Дети с легкостью запоминают любые танцевальные движения. Придумайте вместе с малышом веселый танец для сказочного героя, используя простые движения: прыжки, шаг вправо-влево , хлопки в ладоши, повороты и т.д. Через время ребенок проявит инициативу и разработает самостоятельные движения.

3. Запоминаем необходимую информацию через образы и картинки.

Лучше всего ребенок запомнит цифры, буквы или слова с помощью ассоциации и акцентировании внимании на их особенностях. Например, английское слово boy запомнится быстрее, если к нему подобрать удачно рифму: «Boy - идет с тобой» . При этом нарисуйте мальчика в процессе движения. В результате ребенок запомнит данное слово гораздо быстрее, чем зазубривая его.

Данный метод применяется для стихотворений и рассказов. Нарисуйте вместе с крохой последовательность действий в стихотворении или общий сюжет рассказа. Ребенок, глядя на собственное изображение, легче и быстрее сможет запомнить необходимый объем информации

4. Играем в различные развивающие игры для улучшения состояния памяти.

В течение дня предлагайте малышу простые игры для развития памяти. Например, игра «Что пропало?» Возьмите на первом этапе три предмета. Это может быть карандаш, машина, кукла. Выложите их перед малышом и попросите его данные предметы назвать. Далее ребенок отворачивается, а вы убираете один из трех предметов. Задача малыша заключается в том, чтобы назвать предмет, который вы спрятали . Можно усложнять данную игру: увеличивать количество предметов, учитывать их последовательность расположения и т.д.

Родители, занимаясь с малышом развитием образной памяти, должны учитывать, что система эйдетики основывается на таких принципах:

  • занятия проходят в непринужденной и веселой атмосфере;
  • дидактический материал отличается доступностью;
  • содержание занятия должно соответствовать возрастным особенностям ребенка.

Эйдетика является уникальной методикой для развития памяти, внимания и улучшения мышления человека . С ее помощью можно помочь крохе легко и оперативно запоминать школьный материал, получая от данного процесса удовольствие.