Смысл названия рассказа Юрия Казакова «Тихое утро. Смысл названия тихий дон Почему тихое утро так называется

«Тихий Дон» — такое название дал своему произведению Шолохов, хоть изначально он планировал назвать свой роман-эпопею по-другому. Однако в ходе написания произведения автор понял, что «Донщина», а именно так планировалось назвать произведение, не совсем соответствует сюжету, так как роман – это нечто более, нежели просто земля, где жили казаки.

Здесь описывается вся жизнь донских казаков, со всеми их традициями, культурой, с применением их диалектного языка. Как раз жизнь донских казаков была связана с речкой Тихий Дон, который только с виду был тихим, а на самом деле тихая гладь несла множество сюрпризов и подводных камней. Так и в произведении Шолохова, описаны самые разные события, касающиеся жизни казаков и эта жизнь, что течение реки, то тихое, то бурное.

В произведении мы видим, как герои романа «Тихий Дон» претерпевают потери, они испытывают страдания, идет братоубийственная война, льется кровь, погибают не просто казаки, а целые казачьи роды. Но при этом автор в произведении нам показал, что несмотря ни на что, как поток Дона никогда не иссякнет, так и никто, и никогда не убьет в казаках волю к жизни, никому не удастся пресечь донское казачество.

Почему роман называется Тихий Дон?

Рассуждая по теме вопроса, приходит лишь одна мысль, Шолохов назвал произведение «Тихий Дон», используя антитезу Тихого и спокойного Дона в произведении, где сплошь и рядом раскол семей, бои, война, конфликт интересов, чтобы обратить внимание на то, какой речка может быть тихой и призвать всех прекратить препирательства, войны, постоянное противостояние людей. Автор хочет, чтобы люди, как и тихий Дон, зажили спокойно и мирно.

Рассказ Ю. П. Казакова «Тихое утро» о дружбе двух мальчиков и о рыбалке. Однажды рано утром деревенский мальчик Яшка решил взять своего столичного друга Володю с собой на рыбалку. Он знал, что Володя никогда раньше не бывал на рыбалке, но очень хотел. Утро, на самом деле было тихим, так как Яшка проснулся так рано, что вся деревня еще спала. Он успел позавтракать, накопать червяков и упаковать все необходимое снаряжение. Когда он зашел за Володей, тот еще спал и неохотно встал. В глазах Яшки он был изнеженным, городским мальчиком.

Несмотря на то, что мальчики были такими разными, у них были и общие черты. Они оба интересовались рыбалкой, оба умели быть хорошими, преданными друзьями. Название произведения соответствует сюжету, так как весь рассказ происходил в одно тихое сельское утро. Однако, если для сельчан это и было тихим утром, то для мальчиков оно стало знаменательным. Так произошло, что Володя упал в омут, где они рыбачили. Люди поговаривали про этот омут разное. Говорили, что на дне водятся осьминоги, что вода в нем неспроста черная, она затягивает. Володя очень испугался и чуть не утонул. На помощь ему пришел Яшка.

Он чуть и сам не утонул, но товарища вытащил на берег. Сначала Володя совсем не дышал, но стараниями Яшки пришел в себя. Когда мальчики немного успокоились, они оба заплакали, то ли от страха, то ли от радости. Яшка понял, как ему дорог Володя, а Володя был искренне благодарен другу за то, что тот не бросил его в беде. Таким образом, за одно тихое утро, пока вся деревня спала, мальчики получили важный жизненный урок. Им стало ясно, насколько важна дружба и взаимовыручка. По этой причине я считаю, что для Яши и Володи это утро было не тихим, а скорее поучительным. Несмотря на то, что рассказ небольшой, автор сумел вложить в него ценный смысл.

1. Психологический настрой детей на урок. Мотивация.

Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю, чтобы этот урок принес вам только радость.

Перед каждым из вас на столах лежат рабочие листы, которые помогут вам успешно работать на уроке.

2. - Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Юрия Павловича Казакова “Тихое утро”, который вы прочитали ранее. Автор многих рассказов, Казаков предстаёт перед читателем как поэт родной природы, как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства.

Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе “Тихое утро” (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке.

3. Формулировка темы урока.

Кто главные герои рассказа?

Как бы вы назвали ситуацию, в которой оказался Яшка?

Что пришлось сделать Яшке в трудной (сложной) ситуации?

Как можно назвать этот выбор?

Как будет звучать тема нашего урока? (На слайде).

Запишите ее в своих рабочих листах.

4. Формулировка целей урока.

Очень часто на уроках литературы мы употребляем слово нравственность . Как вы считаете , что это такое ?

Прочитайте в ваших рабочих листах определение слова нравственность.

(«Нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие…»).

Можете ли вы вспомнить произведения, в которых поднимаются нравственные проблемы?

Есть ли среди названных такие, в которых героям необходимо было сделать выбор?

Всегда ли легко человеку сделать этот выбор? Почему?

Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?

Где существует добро и зло - во внешнем окружающем мире или в душе человека?

Читаем высказывание Александра Исаевича Солженицына:

«…Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между партиями, она проходит через каждое человеческое сердце…»

А была ли борьба чувств и мыслей в сердцах наших героев (героев рассказа «Тихое утро»)?

Какие же цели мы поставим себе на сегодняшнем уроке?

5. Деление на группы.

Для дальнейшей работы мы разделимся на группы.

Правила работы в группе: работают все, отвечает тот член группы, которому это поручили. Другие группы слушают и рецензируют выступающего, при необходимости дополняя. А я включу вам музыку , которая будет фоном для вашей работы. Она позволит вам мысленно перенестись в то тихое утро.

6. Работа с группами

Ответ 1 группы.

Группа №1. «Прекрасное утро. Яшка будит Володю».

Какое настроение было у Яшки утром и что его разозлило? Как при этом ведет себя Володя? Найдите слова, передающие состояние героев (стр. 188,189,190).

Давайте отметим в ваших рабочих листах в задании под цифрой 1, какая характеристика соответствует каждому из мальчиков.

Группа №2. «У колодца. По дороге на рыбалку» .

Как и почему стало меняться отношение Яшки к Володе? Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? (Стр.190, 191). Найдите слова, передающие состояние героев. Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей и как слушал его Володя? Найдите слова, передающие состояние героев.

(Стр.192)

Давайте отметим в ваших рабочих листах в задании под цифрой 2, какая характеристика соответствует каждому из мальчиков.

Физкультминутка.

А мы с вами тоже отправляемся на рыбалку. Сначала накопаем червей, затем идем к реке, насаживаем червяка, закидываем удочку, вытаскиваем большущую рыбу.

Группа №3. «Омут. Рыбалка»

Найдите описание реки и омута (укажите ключевые слова). Какое настроение оно создает у героев? (Стр.193 -194).

Каковы настроения мальчиков во время рыбалки? Как ведет себя Володя, глядя на Яшку, пытавшегося безуспешно вытянуть рыбу? Найдите слова, передающие состояние героев. (Стр. 195-196)

Группа №4. «Володя тонет» .

Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет, и почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что «убежать никак нельзя»? Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно. Каково состояние Володи? (Стр. 197-198)

- Правила спасения утопающих.

Почему после этой сцены дается описание тихого утра? Перечитаем его.

Подберите синоним к слову «тихое». (Спокойное).

Было ли это ощущение покоя в душе Яшки? Что его мучает? (Чувство вины, сожаления).

Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?

Группа №5. «Спасение Володи».

«Истинная любовь».

Почему плачут мальчики? Из-за слабости? (Стр.200)

Итак, какое чувство заставляет Яшку вернуться к гибельному месту. Что это за чувство? (Стыд за то, что ударил в воде Володю, взаимопомощь, взаимовыручка, ответственность за Володю).

Был ли у Яшки выбор? Какой?

Давайте вспомним, какой Яшка в начале рассказа. Изменилось ли наше отношение к этому мальчику? Как?

Фишбоун. (Задание №3)

- В ваших рабочих листах изображена рыба, помогающая решить проблему. Голова - это проблема. Вывод мы должны сделать сами.

Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека. (Главное в жизни - оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным).

Смогут ли Володя и Яшка, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию?

Друзья часто проверяются в трудных жизненных ситуациях. Особенно часто теме дружбы посвящают свои песни композиторы. Вот как пел об этом В. Высоцкий. (Песня)

- Доводилось ли вам бывать в сложных ситуациях? Что помогало вам поступить правильно?

Эпиграф (задание №4)

В ваших рабочих листах даны высказывания. Отметьте, например галочкой, те из них, которые вы хотели бы сделать эпиграфом к нашему уроку и оставить себе на память.

Вывод: вот теперь наступила гармония в природе, во взаимоотношениях человека и природы, во взаимоотношениях между мальчиками.

Работа с эпитетами. (Задание №5)

- Гармония выражается по-разному. Что вы услышали, когда звучала музыка?

Вы правы, композитор выражает красоту с помощью звуков. У писателей есть для этого свои средства, например, в этом произведении Юрий Казаков широко использует эпитеты. Давайте найдем в тексте те, которые подчеркивают красоту тихого летнего утра. В какой части рассказа это проявляется особенно ярко? (В последних абзацах)

Можем ли мы ответить на вопрос, почему рассказ называется «Тихое утро»?

Ребята, закончите фразу : «Человека в обществе будут уважать за…» (рабочие листы). (Задание №6)

Рефлексия .

Ребята, выберите из рефлексивного экрана на слайде понравившееся вам начало фразы и продолжите ее:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Наш урок подошел к концу. Ещё раз хочу напомнить вам, как важно в трудной ситуации сделать правильный выбор и не уступить малодушию и страху.

«Узелок на память».

Прослушайте, пожалуйста, стихотворение Я. Хелемского. В минуты принятий важных решений, вспомните его, пожалуйста. (После чтения наизусть учитель передает каждому ученику открытки со стихотворением ).

Никогда не допускай уступок,
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно поступок,
Зорко управляющий судьбой.

Благодарю за внимание!

Домашнее задание (на выбор):

Рисунок;

- написать письмо от Володи к Яшке или от Яшки к Володе;

Сочинение «Как я поступил в трудной ситуации»;

Письменное задание «Какие вопросы я хотел бы задать Яшке?»;

Синквейн на одну из тем:

  • Яшка
  • Володя

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская природа с давних времен привлекает прозаиков и поэтов своей одухотворенной простой красотой. Писатели используют пейзажные зарисовки в своих художественных произведениях, делая их поэтичнее, выразительнее.

В произведениях Ю. Казакова природа является отголоском души человека. Автор ярко и образно рисует картины природы, подмечает то, на что порой мы не обращаем внимания…

Писатель показывает утро тихое, совсем без звуков, словно рисует кистью… И когда начинаешь читать рассказ, его название и неторопливое, спокойное повествование настраивают на умиротворённый лад.

В самом названии рассказа Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Действительно, все действия произведения происходят ранним летним утром. Но такое название дано писателем не для того, чтобы точно определить время действия. Тишина утра позволяет Ю. Казакову увидеть красоту природы, а также выделяет кульминационное событие, произошедшее с главными героями рассказа на рыбалке.

Природа в этом произведении не является обычным фоном, на котором разворачиваются основные сюжетные перипетии. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания. Деревенский мальчик Яшка встал очень рано, чтобы подготовиться к рыбалке со своим городским другом Володей. Повествование в рассказе начинается с описания тумана, который окутал всю деревню рано утром: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно и, казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте…». Благодаря используемым сравнениям и метафорам читатель представляет себе открывающуюся перед ним картину. Расстилающийся туман является своеобразным обезличенным героем рассказа: он то отступает перед мальчиками, идущими на рыбалку, «открывая все новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно-белых построек фермы», то «будто скупой хозяин» показывает это все только на минуту и затем вновь смыкается сзади. Омут реки, куда пришли мальчики ловить рыбу, предупреждает ребят о своей опасности. Для его описания Ю.П. Казаков использует следующие эпитеты и сравнения: «разливалась глубокими мрачными омутами», «в омутах раздавались редкие тяжкие всплески», «пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная», «было сыро, угрюмо и холодно». Природа как бы предупреждает мальчиков о грозящей опасности, но Яшка с Володей не видят этого предостережения, слишком велико их желание поскорее начать рыбалку.

Безмятежный пейзаж контрастирует со страшными событиями, произошедшими с мальчиками во время рыбалки, когда Володя чуть было не утонул, поэтому в рассказе постоянно повторяется фраза: «ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели… все было так же, как и всегда, все дышало покоем и тишиной, и стояло над землей тихое утро…», но неспокойно было на душе у Яшки, который видел тонущего Володю, поэтому, собрав все свои силы, Яшка пришел другу на помощь и спас его.

Природа в рассказе полна звуков: из кузницы раздается стук, что-то «звякнуло», кто-то «мелодически прокричал» в лугах, в реках плещется рыба. Эти звуки понятны деревенскому парню и интересны городскому. Пока дошли до омута, «как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг». Туман продолжает тихонько поддаваться солнцу: «туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена».

Природа и отражает чувства героев, и вступает с ними в противоречие, кому-то помогает, а для кого-то становится страшным испытанием. В конце рассказа «светило солнце, пылали кусты, обрызганные росой, и только вода в омуте оставалась все такой же черной». Не подходи, я предупреждала, как бы говорит она. Кругом же всё, как и ребята, радовалось «новому светлому дню», раннее утро которого чуть не стоило обоим героям жизни.

Природа в рассказе Предстоящая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя, как и Яшка, начинает чувствовать природу.

Он наслаждается утром: «Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга!»

Река Само место рыбалки сразу настораживает одного из главных героев: Володя «поразился мрачности, которая царила в этом омуте». Река действительно оказалась опасной, во время рыбалки земля под ногами, как живое существо, «зашевелилась, подалась», и Володя упал в воду. Яшка от страха полез наверх, и земля как бы не пускает его, она «сыпалась у него из-под ног». В воде, когда Володя чуть не утопил своего спасителя, Яша немного успокоился, «только ухватившись за прибрежную осоку».

Природа в рассказе Но вокруг царит утренний покой: « Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как – то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг: туман пришёл в движение, стала видна серая роса на ёлках и кустах…»

Природа в рассказе Постепенно в душах мальчиков воцаряется мирное настроение, как и должно быть на рыбалке среди красоты и покоя, дарованного тихим утром.

Вода в омуте давно успокоилась, рыба с Володиной удочки сорвалась, удочку прибило к берегу… Светило солнце, пылали кусты, и только вода оставалась всё такой же чёрной.

Воздух нагрелся, и горизонт дрожал в его теплых струях. Издали с полей летели запахи сена и сладкого клевера. Запахи эти и этот лёгкий тёплый ветер были похожи на дыхание проснувшейся земли, радующейся новому светлому дню. Утро по-прежнему было тихим…

Тихое утро

Список использованной литературы: Юрий Казаков " Тихое утро »2009 г. материалы сайтов « www . openclass . ru » « www . ped - sovet . ru » « www . prosholu . ru »

Спасибо за внимание!

Ответ оставил: Гость

Красота Кавказа просто ослепляет героя, в его памяти сохраняются “пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром - все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей:

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев...

Ответ оставил: Гость

Разговор мятежников на совете в Белгородской крепости очень прост, никто не оказывает предводителю «никакого особенного предпочтения» . Сам Пугачев тоже не важничает, запросто обращается к своим подчиненным. Мятежники хвастаются, спорят с «государем» , свободно предлагают свои мнения. Они принимают решение двигаться на осаду Оренбурга: «движение дерзкое, и которое чуть было не увенчалось бедственным успехом!» .
Итак, наблюдая «странный военный совет» Гринев отмечает простую и демократичную атмосферу, царящую среди мятежников. Но по-настоящему глубокое впечатление производит на главного героя конец военного совета, когда восставшие хором распевают «заунывную бурлацкую песню» . В ней говорится о добром молодце, смело отвечающем на допросе царю о своих «товарищах»: темной ночи, булатном ноже, добром коне и тугом луке. За честный ответ царь награждает молодца «хоромами высокими, что двумя ли столбами с перекладиной» . Гринева поражает «эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице» . Теперь уже не компанию пьяниц с «красными рожами» видит перед собой Гринев, а людей с «грозными лицами», «стройными голосами» , «унылым выражением» . Главный герой испытывает «пиитический
ужас» , Пушкин намеренно употребляет архаическое выражение, чтобы подчеркнуть необычность и глубину переживания героя. В переводе на современный язык, Гринев испытал «поэтический восторг» . Он почувствовал глубокий трагизм положения этих людей, борющихся с угнетателями и знающих, что победы им не одержать. После совета между Гриневым и Пугачевым происходит отдельный разговор. Гринев держится мужественно и честно: отказывается служить Пугачеву, заявляет, что он не может изменить присяге и дворянской чести. Пушкин показывает, что Пугачев - человек широкой души, рядом с жестокостью в нем уживаются уважение к чужой искренности, благодарность за добро. «Казнить так казнить, миловать так миловать, » - заявляет Пугачев и отпускает Гринева на свободу. Показательно сравнить пугачевский военный совет с тем, что происходит в Оренбурге после прибытия туда Гринева. Кроме главного
героя и генерала, на оренбургском совете больше нет военных. Переживающий за участь Маши, Гринев горячо отстаивает наступательные действия. Но городские чиновники категорически против того, чтобы выходить за пределы стен города. Генерал, который
в душе поддерживает Гринева, принимает сторону благоразумных чиновников. Расходясь, «отцы города» насмешливо посматривают на молодого офицера. Осторожность, граничащая с трусостью, эгоизм, надменность - вот чувства, руководящие членами военного совета в Оренбурге.
Итак, сцена пугачевского совета значительно расширяет наше понимание характеров героев. Вместе с Гриневым мы начинаем видеть в мятежниках не примитивных разбойников, а стихийных борцов за справедливость. Отношения восставших между собой простые и дружественные, что особенно ярко проявляется во время исполнения песни. Гринев проявляет себя мужественным и честным человеком, а Пугачев неожиданно обнаруживает добрые стороны своей
сложной натуры. Пушкину удается передать трагическую поэзию
народного бунта, обреченного на разгром.

Ответ оставил: Гость

Головний герой повісті - Павлусь. Хлопець жив у селі Спасівка з дідусем, матір’ю та сестрою Ганнусею, але одного дня життя його перевернулося. Павлусь утратив рідних, а сестру татари забрали в полон. Щоб урятувати її, герой вирушає в далекі й небезпечні мандри. Павлусь намагається довести собі, що він - гідний нащадок козаків-запорожців, вірних захисників України. Саме тому хлопець залишає козаків, старшого брата й батька та їде за сестрою. Чимало перешкод виникло на шляху до Криму, але хлопець не здавався: він же славного козацького роду! Його продавали, змушували тяжко працювати, карали, але він гідно переніс випробування долі, не втратив почуття гідності, допомагав іншим у скруті. Звісно, що таким сміливцям посміхається доля. Павлусь досяг своєї мети: Девлет-ґірей відпускає сміливого хлопчину з сестрою з неволі та навіть дає охоронну грамоту, щоб дорогою не чіпали татари. Павлусь знайшов свою сестру завдяки геройству, відвазі, кмітливості. Навіть Девлет-ґірей визнав: «Добре в тебе серце, хлопче!»