Иоанн мейендорф - живое предание. Иоанн мейендорф - православие и современный мир Церковь в истории протопресвитер иоанн мейендорф

, Американской Русской Митрополии , Православной Церкви в Америке . Основатель (вместе с о. Александром Шмеманом и архиеп. Иоанном (Шаховским) Православной Церкви в Америке ( год).

влияние

образование

Старший научный сотрудник при Центре исследований Византии Гарвардского университета, профессор истории Византии в Фордемском университете. Читал лекции в Колумбийском университете.

иерархия

экуменизм

воззрения

В программной статье «Халкидониты и не-халкидониты: шаги к единству» призвал «исследовать открыто и искренне соответствующие церковные представления и поставить Суд Господа над их ограниченностью».

О. Иоанн Мейендорф находит, что православные и монофизиты «разделяют веру в естественное (выд. нами.- Ред.) единство Церкви. Фундаментальная церковность одна и та же» у православных, католиков «и у не-халкидонских Церквей», - считает о. Иоанн Мейендорф.

Как многократно заявлял о. Иоанн Мейендорф, для него не существует проблемы в признании Святыми отцами Церкви людей грешных, и даже исповедующих иную веру. Так, в статье «Халкидониты и не-халкидониты» он лживо объявляет св. Исаака Сирина несторианином, но великодушно не отказывает ему в праве именоваться православным святым.

При этом о. Иоанн Мейендорф считает, что сохраняет верность Преданию, хотя видит эту верность «не в словесной преемственности и не в простом повторении текстов Писания, умиротворяющих заявлениях или мнениях отцов Церкви». Он допускает самое широкое «принятие новых взглядов, богословских подходов и вбирание в себя разных умонастроений и философских концепций», одобряет католическую работу по сочинению новых догматов.

патологическая речь

дискурс

полемика против числа Таинств

приемы патологической речи

аппроксимация

Приемом аппроксимации о. Иоанн Мейендорф пользуется, например, в своей диссертации «Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение». У него точные богословские термины: сущность, ипостась, энергия (благодать) в некоторых случаях заключены в кавычки, что делает совершенно невозможным установление их смысла. Выражает ли этим автор сомнение, или указывает на какое-то иносказательное значение, или это мнимые сущность, ипостась, энергия? Едва ли. Вернее допустить, что о. Мейендорф указывает на невозможность точного соответствия между термином и самим существом дела. А это уже совершенно определенная, хотя и адогматическая позиция.

«Я являюсь абсолютно и почти (?) безоговорочно учеником отца Георгия Флоровского » . Можно сказать либо «абсолютно», либо «почти безоговорочно».

штампы

воцерковление

ругательные слова

гетто

цитаты

Половина всех средневековых византийских патриархов – тех, которые не были формально осуждены за ересь, – были причислены Церковью к лику святых.

В нашем падшем мире полной свободы от заблуждений не существует, и в каком-то смысле люди даже «имеют право» на заблуждения. Еретические утверждения можно отыскать у любого Св. отца.

Движущей силой (поступков св. Григория Паламы) была верность догматическому Православию в том виде, в каком он его себе представлял.

Св. Григорий Палама «произнося проповеди, иногда пользуется традиционными идеалистическими штампами о необходимости оставить любовь к телу и любить только душу.

основные сочинения

  • Meyendorff, John Fr. Introduction à l"étude de Grégoire Palamas (1959)
    • Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение (1997).
  • Meyendorff, John Fr. Christ in Eastern Christian Thought (1969) рус. пер. «Иисус Христос в восточном православном богословии» (2000)
  • Meyendorff, John Fr. Byzantine theology (1974), рус. пер. «Византийское богословие» (2001);
  • Meyendorff, John Fr. Byzantine and the Rise of Russia (1980), рус. пер. «Византия и Московская Русь» (2000)
  • Мейендорф, Иоанн о. Введение в святоотеческое богословие (1985)
    • Мейендорф, Иоанн о. Ларисы Волохонской . - М.: , 1992. - 360 с. - ISBN 5-89942-253-X.
    • Мейендорф, Иоанн о. Введение в святоотеческое богословие. Конспекты лекций / Пер. Ларисы Волохонской . - Минск: Лучи Софии , 2007. - 384 с. - 5 533 экз. - ISBN 5-89942-253-X.
  • Meyendorff, John Fr. Imperial Unity and Christian Divisions: The Church 451-680 A.D. (1989)
    • Единство империи и разделение христиан (2000)
сборники статей
  • Мейендорф, Иоанн о. Православие в современном мире (1981).
  • Мейендорф, Иоанн о. Православие и современный мир. Лекции и статьи / Сост. А. А. Петрашкевич. - Минск: Лучи Софии , 1995. - 112 с. - 10 000 экз.
    • Мейендорф, Иоанн о. Лекции, читанные в Белорусском Экзархате Московского Патриархата (1992) // Православие и современный мир. Лекции и статьи / Сост. А. А. Петрашкевич. - Минск: Лучи Софии , 1995. - С. 4-56. - 112 с. - ISBN 985-6171-03-2.
    • Мейендорф, Иоанн о. Православное богословие в современном мире // Православие и современный мир. Лекции и статьи / Сост. А. А. Петрашкевич. - Минск: Лучи Софии , 1995. - С. 57-78. - 112 с. - ISBN 985-6171-03-2.
    • Мейендорф, Иоанн о. Св. Григорий Палама, его место в Предании Церкви и в современной истории // Православие и современный мир. Лекции и статьи / Сост. А. А. Петрашкевич. - Минск: Лучи Софии , 1995. - С. 79-111. - 112 с. - ISBN 985-6171-03-2.
статьи
  • Meyendorff, John Fr. Chalcedonians and Monophysites after Chalcedon // Greek Orthodox Theological Review. - 1964. - № 10. - P. 16-30.
  • Meyendorff, John Fr. A Consultation between ‘Chalcedonians’ and ‘Non-Chalcedonians’ // St. Vladimir’s Theological Quarterly. - 1964. - № 8. - P. 149-152.
  • Мейендорф, Иоанн о. Халкидониты и монофизиты после Халкидона // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата . - 1965. - № 52. - С. 223-236.
  • Meyendorff, John Fr. ‘Chalcedonians’ and ‘Non-Chalcedonians’ // St. Vladimir’s Theological Quarterly. - 1967. - № 11. - P. 150-151.
  • Meyendorff, John Fr. Chalcedonians and non-Chalcedonians: The Last Steps to Unity // St Vladimir’s Theological Quarterly. - 1989. - № 33. - P. 319-329
    • Халкидониты и не-халкидониты: шаги к единству //

Биография

  • В - - преподаватель греческого языка и истории в церкви в Свято-Сергиевском православном богословском институте
  • С 1959 - диакон.
  • С 22 марта 1959 - священник.
  • В 1959-1992 - профессор патрологии в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Также преподавал в Колумбийском и Фордамском университетах и в Объединённой богословской семинарии, работал в центре византийских исследований Гарвардского университета «Дамбартон Оукс».
  • С - протоиерей.
  • В -1984 - настоятель церкви Христа Спасителя в Нью-Йорке.
  • В -1992 - декан (руководитель) Свято-Владимирской духовной семинарии , сменил на этом посту протопресвитера Александра Шмемана .
  • С марта - протопресвитер.
  • В июле 1992 ушёл в отставку, намеревался посвятить себя только научно-педагогической деятельности, но вскоре скончался.

духовная связь с Россией не прерывалась у отца Иоанна никогда. Однако лишь в последние несколько лет, уже будучи ректором Свято-Владимирской семинарии, он получил возможность регулярно бывать в России, встречаться со священниками и богословами, с учеными и представителями культурной интеллигенции. Он читал лекции в духовных академиях, университетах, проповедовал в храмах, выступал по телевидению. Особенно радовали отца Иоанна встречи с верующей молодежью, на которую он возлагал главные надежды в «чаемом всеми нами православном возрождении».

Похоронен на кладбище в городе Крествуд (США), недалеко от Свято-Владимирской духовной семинарии.

Научная деятельность

Известный богослов и церковный историк, его труды издавались на 12 языках, в том числе на английском , французском , русском , итальянском , немецком . Автор перевода и критического издания «Триад в защиту священнобезмолвствующих святого Григория Паламы» (2 тт., Лувен, 1959). Значительное влияние на его становление как учёного оказали архимандрит Киприан (Керн) и протоиерей Георгий Флоровский . Полагал, что

для того, чтобы действительно проникнуть в мир Святых Отцов, почувствовать их мысль, узнать, почему они говорили именно так, а не иначе, и что всё это значит для нас - носителей другого менталитета, живущих много веков спустя, в иной культуре, - нам необходимо изучать историю.

Главная тема его научных работ было святоотеческое богословие, в частности учение святого Григория Паламы. По словам епископа Илариона (Алфеева),

о. Иоанн прослеживает православно-христианскую мистическую традицию, истоки которой он видит в раннем египетском монашестве. Основные вехи этой многовековой традиции: «умная молитва» Евагрия Понтийского , «мистицизм сердца» Макария Египетского , доктрина обожения свв. Григория Нисского и Максима Исповедника , учение о боговиденин преп. Симеона Нового Богослова , византийский исихазм XIII-XIV веков, средневековое русское монашество, преп. Серафим Саровский и св. Иоанн Кронштадтский в XIX-XX столетиях. Под «православной мистикой» (в отличие от внехристианского или оккультного мистицизма) о. Иоанн понимает «объективное видение Бога человеком», достигаемое святыми на высших ступенях духовного подвига, всецелое приобщение человека к Богу, при котором «божественный свет сияет в самом теле обоженного человека».

По мнению о. Иоанна Мейендорфа,

мистическая направленность является главным отличием восточной богословской традиции от западной: В истории восточного христианства мистическое созерцание Бога и богословие всегда находились в тесном соотношении, никогда не упраздняя друг друга. Поэтому и богословие на Востоке не превратилось в сухую науку, в то время как западное богословие постепен¬но приобрело схоластический характер.

Также о. Иоанн изучал проблемы византийской христологии, придя к выводу, что христология современных дохалкидонских церквей является продолжением и развитием христологии святого Кирилла Александрийского . В связи с этим он активно участвовал в диалоге между православной церковью и восточными православными (дохалкидонскими) церквами, считая, что «божественная истина может часто выражаться по-разному без нарушения этим разнообразием единства во Христе».

5 мая 1998 года по распоряжению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона были сожжены во дворе епархиального Духовного училища книги известных православных богословов XX века протопресвитеров Александра Шмемана , Иоанна Мейендорфа , Николая Афанасьева и протоиерея Александра Меня . Однако позднее появилась информация, что труды И. Мейендорфа не сжигались, а «было сожжено четыре книги, которые по авторству приписывать можно Меню, но на них не было пометок священноначалия о том, что они изданы по благословению, а проповеди, которые они содержали, содержали явно натяжки в совершенно вольной трактовке Священного Предания ».

Личность

Один из его учеников, профессор Александр Дворкин вспоминал, что отец Иоанн

был не только одним из крупнейших патрологов XX века, ученым с мировым именем. Он был исключительным, редким пастырем, душу свою полагавшим за своих овец. Для меня он был в некотором роде эталоном Православия. Он всегда придерживался, как сам то называл, «срединного золотого пути», то есть никогда не уклонялся ни в размытое экуменическое богословие, ни в сектантство, ни в бездумное охранительство, ни в безудержный либерализм, но всегда призывал к трезвению и рассуждению. Это и были главные черты его напряженной духовной жизни. И при всей его мягкости и деликатности на главном отец Иоанн стоял очень твердо и в вопросах принципиальных не уступал никогда. Всегда он был ровным и спокойно-доброжелательным. Раздражённым я видел его лишь несколько раз. И всякий раз его раздражение было вызвано столкновением с ханжеством и лицемерием, которые он действительно не мог выносить.

Труды

  • St. Gregoire Palamas et la mystique orthodoxe. Paris, 1959.
  • Introduction a l’etude de Gregoire Palamas. Paris, 1959 (Русский перевод - «Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение». СПб, 1997) .
  • L’Eglise Orthodoxe hier et aujourd’hui. Paris, 1960.
  • Orthodoxie et Catholicite. Paris, 1965.
  • La Christologle Byzantine. Paris, 1967.
  • Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968.
  • Christ in the Eastern Christian Thought. New York, 1969 (Русский перевод - «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000.).
  • Marriages: An Orthodox Perspective. Tukahoe (N.Y.), 1970 (Русский перевод - «Брак в Православии». Клин, 2000) .
  • Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes. New York: Fordham University Press, 1974 (Русский перевод - «Византийское богословие: Исторические направления и вероучение». М., 2001; 2-е издание: «Византийское богословие: Исторические и доктринальные темы». - Минск, 2001).
  • The Living Tradition. New York, 1978. (Русский перевод - «Живое предание: Свидетельство Православия в современном мире». СПб., 1997).
  • Православие в современном мире. Нью-Йорк, 1980 (2-е издание, дополненное - М., 1997) .
  • Byzantium and the Rise of Russia. Cambridge, 1981 (Русский перевод - Византия и Московская Русь. Париж, 1990) .
  • Byzantine Legacy in the Orthodox Church. New York, 1983 (Русский перевод - Византийское наследие в Православной Церкви, 2007).
  • Catholicity and the Church. New York, 1983.
  • Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1985 (2-е издание - Вильнюс; М., 1992.; 3-е издание - Клин, 2001; 4-е издание - Минск, 2001) .
  • Witness to the World. New York, 1987.
  • Vision of Unity. New York, 1987.
  • Imperial Unity and Christian Divisions. New York, 1989.
  • Православие и современный мир (Лекции и статьи). Минск, 1995 .
  • История Церкви и восточно-христианская мистика: Единство Империи и разделение христиан. Святой Григорий Палама и православная мистика. Византия и московская Русь. М., 2000.
  • Рим. Константинополь. Москва. Исторические и богословские исследования. М., 2005.

Библиография

  • Нивьер, Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995. Биографический справочник. М., Париж. 2007. С. 316-318.

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Иоанн Мамиконьян
  • Иоанн Милостивый (александрийский патриарх)

Смотреть что такое "Иоанн Мейендорф" в других словарях:

    ИОАНН XIV КАЛЕКА - [греч. ᾿Ιωάννης ὁ Καλέκας] (1283, Апрос, Фракия 29.12.1347, К поль), патриарх К польский (февр. 1334 2 февр. 1347), визант. ученый, юрист, ритор и писатель. Род. в незнатной провинциальной семье; по месту рождения известно его прозвище Иоанн… … Православная энциклопедия

    Мейендорф, Иван Феофилович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мейендорф. Иван (Иоанн) Феофилович Мейендорф (17 февраля 1926(19260217), Нёйи сюр Сен, Франция 22 июля 1992, Монреаль, Канада) протопресвитер Православной церкви в… … Википедия

    Мейендорф, Иоанн

    Мейендорф, Иван - Иван Феофилович Мейендорф (Иоанн Мейендорф; 17 февраля 1926, Нёйи сюр Сен, Франция 22 июля 1992, Монреаль, Канада) протопресвитер Православной церкви в Америке, богослов, церковный историк. Содержание 1 Семья и детство 2 Об … Википедия

    Мейендорф Иван Феофилович - Иван Феофилович Мейендорф (Иоанн Мейендорф; 17 февраля 1926, Нёйи сюр Сен, Франция 22 июля 1992, Монреаль, Канада) протопресвитер Православной церкви в Америке, богослов, церковный историк. Содержание 1 Семья и детство 2 Об … Википедия

    ИОАНН КАНТАКУЗИН - [греч. ᾿Ιωάννης Καντακουζηνός] (ок. 1295 15.06.1383, Мистра, Пелопоннес), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 26 окт. 1341 4 или 10 дек. 1354), гос. деятель, богослов, писатель (лит. псевдоним… … Православная энциклопедия

    ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ - Прав. Иоанн Кронштадтский. Офорт В. А. Боброва. 1900 г. (ГИМ) Прав. Иоанн Кронштадтский. Офорт В. А. Боброва. 1900 г. (ГИМ) (Сергиев Иоанн Ильич; 19.10.1829, с. Сура Пинежского у. Архангельской губ. 20.12.1908, Кронштадт), св. прав. (пам. 1 июня … Православная энциклопедия

    ИОАНН КЕСАРИЙСКИЙ - [Грамматик; греч. ᾿Ιωάννης Γραμματικός, ὁ Καισαρείος] (1 я треть VI в.), визант. богослов, полемист. О жизни И. К. известно лишь из сохранившихся фрагментов его сочинений. Предполагается, что он жил в Кесарии Палестинской, имел сан пресвитера.… … Православная энциклопедия

    ИОАНН IV ПОСТНИК - Патриархи К польские Иоанн IV и Павел. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1 я пол. XVI. (Музей икон, Рекклингхаузен) Патриархи К польские Иоанн IV и Павел. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1 я пол. XVI. (Музей икон, Рекклингхаузен) [греч. ᾿Ιωάννης… … Православная энциклопедия

    Мейендорф Ив. Феофилович - (о. Иоанн, протоиерей) (1926 92) правосл. ученый патролог и историк церкви; выдающийся предст. рус. религ. возрождения за рубежом. Род. в Нейи сюр Сен во Франции. Окончил Сорбонну и Богословский ин т в Париже (1949). Преподавал историю Церкви в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

МЕЙЕНДОРФ ИОАНН ФЕОФИЛОВИЧ - православный богослов, византинист, церковный историк, протопресвитер, барон.

Из ро-да Мейендорфов . Ро-дил-ся в се-мье русских эмиг-ран-тов. В дет-ст-ве при-слу-жи-вал чте-цом и ипо-диа-коном при митрополите Евлогии (Ге-ор-ги-ев-ском) в Алек-сан-д-ро-Нев-ском со-бо-ре в Па-ри-же. Окон-чил ис-то-ри-ко-фило-ло-гический факультет Сор-бон-ны (1948 год), Православный Свято-Сергиевский богословский ин-сти-тут (1949 год), Прак-тическую шко-лу выс-ших ис-сле-до-ва-ний (1954 год). В Свято-Сер-ги-ев-ском институте слу-шал лек-ции епископа Кассиана (Без-обра-зо-ва), ар-химандрита Киприана (Кер-на), про-то-прес-ви-те-ров В.В. Зеньковского и Н.Н. Афанасьева, а так-же А.В. Карташёва, В.В. Вейдле. Од-на-ко главным сво-им учи-те-лем Мейендорф счи-тал протоирея Г. Флоровского, от ко-то-ро-го ус-во-ил лю-бовь к свя-то-отеческому на-сле-дию и по-ни-ма-ние важ-но-сти осу-ще-ст-в-ле-ния в бо-го-слов-ском твор-че-ст-ве так называемого не-опат-ри-стического син-те-за. Пре-по-да-вал в Свя-то-Сер-ги-ев-ском институте греческий язык и ис-то-рию Церк-ви (1950-1959 годы). Из-брав об-ла-стью на-уччных ис-сле-до-ва-ний ис-то-рию и бо-го-слов-ское со-дер-жа-ние исихазма, за-щи-тил в Сор-бон-не дис-сер-та-цию о бо-го-сло-вии святейшего Григория Паламы, по-лу-чил док-тор-скую сте-пень (1958 год). Один из ини-циа-то-ров соз-да-ния Синдесмоса (с 1953 года его пер-вый ге-не-раль-ный сек-ре-тарь, в 1954-1964 годах пред-се-да-тель).

В 1959 году в Па-ри-же ру-ко-по-ло-жен в диа-ко-ны, в свя-щен-ни-ки. В том же го-ду пе-ре-ехал в США. В Свя-то-Вла-ди-мир-ской ду-хов-ной се-ми-на-рии в Нью-Йор-ке, где стал про-фес-со-ром пат-ро-ло-гии и ис-то-рии Церк-ви, про-дол-жал раз-ви-вать на-учные тра-ди-ции Свя-то-Сер-ги-ев-ского института. Пре-по-да-вал так-же в ря-де американских университетов: Ко-лум-бий-ском, Гар-вард-ском , Фор-дем-ском и других. Член Ис-пол-ни-тель-но-го ко-ми-те-та США по ви-зантийским ис-сле-до-ва-ни-ям. Мейендорф был при-нят в клир Русской ми-тро-по-лии в Аме-ри-ке; с 1964 года про-тои-е-рей. Ак-тив-но уча-ст-во-вал в про-цес-се ус-та-нов-ле-ния ав-то-ке-фа-лии Православной церкви в Америке (1970 год). Пе-ре-во-дил пра-во-слав-ное бо-го-слу-же-ние на английский язык. В 1960-1970-е годы при-ни-мал дея-тель-ное уча-стие в ра-бо-те Всемирного совета церквей, при этом кри-ти-ко-вал ру-ко-во-дство ВСЦ за ли-бе-раль-ный под-ход в ре-ше-нии бо-го-слов-ских во-про-сов и за из-лиш-нюю по-ли-ти-за-цию эку-ме-нического дви-же-ния. По-сле смер-ти про-то-прес-ви-те-ра А. Шмемана Мейендорф стал его пре-ем-ни-ком в долж-но-сти де-ка-на (ру-ко-во-ди-те-ля) Свя-то-Вла-ди-мир-ской се-ми-на-рии (1984-1992 годы). С 1990 года про-то-прес-ви-тер. В по-след-ние го-ды жиз-ни Мейендорф по-лу-чил воз-мож-ность ре-гу-ляр-но бы-вать в Рос-сии. За несколько ме-ся-цев до смер-ти ос-та-вил долж-ность де-ка-на, стре-мясь це-ли-ком по-свя-тить се-бя цер-ков-но-на-учной ра-бо-те.

Мейендорф из-вес-тен как ве-ду-щий спе-циа-лист в об-лас-ти ис-то-ри-ко-бо-го-слов-ско-го ана-ли-за иси-хаз-ма. В 1959 году он под-го-то-вил пер-вое из-да-ние важ-ней-ше-го тек-ста ви-зантийского иси-хаз-ма - «Три-ад в за-щи-ту свя-щен-но-без-молв-ст-вую-щих» святейшего Гри-го-рия Па-ла-мы, в том же го-ду отдельной мо-но-гра-фи-ей вы-шла его док-тор-ская дис-сер-та-ция - «Introduction а̀ l’е́tude de Grе́goire Pala-mas» («Вве-де-ние в изу-че-ние Гри-го-рия Па-ла-мы»). Эти тру-ды Мейендорфа вы-све-ти-ли в на-сле-дии святейшего Гри-го-рия син-тез свя-то-отеческого уче-ния о раз-ли-че-нии в Бо-ге сущ-но-сти и энер-гий, о дос-туп-ных для хри-стиа-ни-на пу-тях бо-го-по-зна-ния, о так называемой ум-ной мо-лит-ве. Ис-сле-до-ва-ние иси-ха-ст-ско-го дви-же-ния, в том числе в его про-ти-во-пос-тав-лен-но-сти западно-ев-ропейскому гу-ма-низ-му, Мейендорф про-дол-жил в пе-ри-од жиз-ни в США. Кро-ме то-го, основными об-лас-тя-ми его на-учных ис-сле-до-ва-ний в это вре-мя ста-ли христология, ли-тур-гическое бо-го-сло-вие (та-ин-ст-ва Ев-ха-ри-стии и бра-ка). В 1980-е годы он об-ра-тил-ся к те-ме иси-ха-ст-ских влия-ний в славянском ми-ре, пре-ж-де все-го на Ру-си («Ви-зан-тия и воз-вы-ше-ние Ру-си», 1981 год). По-след-ний боль-шой труд Мейендорфа - «Един-ст-во Им-пе-рии и раз-де-ле-ние хри-сти-ан. Цер-ковь в 450-680 годы по-сле Рождества Христова» (1988 год).

Сочинения:

St. Grégoire Palamas et la mystique or-thodoxe. P., 1959;

Byzantine hesychasm: his-torical, theological and social problems. L., 1974;

Жи-вое пре-да-ние: Сви-де-тель-ст-во Пра-во-сла-вия в со-вре-мен-ном ми-ре. СПб., 1997;

Ии-сус Хри-стос в вос-точ-ном пра-во-слав-ном бо-го-сло-вии. М., 2000;

Вве-де-ние в свя-то-оте-че-ское бо-го-сло-вие. Минск, 2001;

Ви-зан-тий-ское бо-го-сло-вие: Ис-то-ри-че-ские на-прав-ле-ния и ве-ро-уче-ние. М., 2001;

Ис-то-рия Церк-ви и вос-точ-но-хри-сти-ан-ская мис-ти-ка. М., 2003;

Рим - Кон-стан-ти-но-поль - Мо-ск-ва. Ис-то-ри-че-ские и бо-го-слов-ские ис-сле-до-ва-ния. М., 2007.

Пасхальная тайна: статьи по богословию Мейендорф Иоанн Феофилович

ОТЕЦ ИОАНН МЕЙЕНДОРФ: ЖИЗНЬ, ПОСВЯЩЕННАЯ НАУКЕ И СЛУЖЕНИЮ ЦЕРКВИ

ОТЕЦ ИОАНН МЕЙЕНДОРФ:

ЖИЗНЬ, ПОСВЯЩЕННАЯ НАУКЕ И СЛУЖЕНИЮ ЦЕРКВИ

22 июня 1992 г. после непродолжительной болезни скончался протопресвитер Иоанн Мейендорф - это случилось в Канаде, куда он обычно приезжал на лето со своей семьей и с друзьями. К тому времени он только что покинул пост декана и преподавателя Свято–Владимирской Православной Богословской семинарии в Крествуде, штат Нью–Йорк, собираясь переехать в Принстон. В этом тихом университетском городке он надеялся обрести покой и свободное время, которое ему хотелось полностью посвятить исследованиям и подготовке работ. Кроме того, отец Иоанн планировал чаще ездить в Россию, чтобы преподавать и иметь возможность общения с людьми и с Русской Православной Церковью; за несколько месяцев до кончины он успел еще раз побывать там. Однако Господь распорядился иначе…

Барон Иоанн Феофилович Мейендорф родился 17 февраля 1926 г. в Нейи–сюр–Сэн, под Парижем, в семье, принадлежавшей к балтийскому дворянству; рос он в русской эмигрантской среде. «Русский Париж» в те годы был самозамкнутым миром; центром духовной жизни для этого мира был собор св. Александра Невского на рю Дарю, и Иван с самых ранних лет прислуживал там в алтаре. Среди этих юных алтарников был и Саша Шмеман, который впоследствии станет преподавателем и деканом Свято-Владимирской Православной Богословской семинарии в Нью-Йорке. Им обоим предстояла схожая, если можно так выразиться, церковная «карьера», но каждый из них реализовал ее по–своему. В 1944 г., завершив среднее образование, Иоанн поступил в Свято–Сергиевский Богословский институт. Параллельно он поступил еще и в Парижский университет (Сорбонну). Окончив учебу в Свято–Сергиевском институте, он стал преподавать там греческий язык и церковную историю, а в 1958 г. защитил в Сорбонне докторскую диссертацию по Григорию Паламе. Годом позже его рукоположили в священники - во вторую Неделю Великого поста, посвященную свт. Григорию Паламе, и в том же году он вместе с семьей (в 1950 г. он женился на Марии Алексеевне Можайской) переехал в Соединенные Штаты, где собирался работать препо–давателем в Свято–Владимирской семинарии по приглашению своего друга о. Александра Шмемана, работавшего там с 1951 г. Многие коллеги из Свято–Сергиевского Института к тому времени уже перебрались туда, и первым из них был о. Георгий Флоровский, впрочем, покинувший Свято–Владимирскую семинарию в 1955 г. поличным и административным причинам.

Отец Иоанн мог бы избрать и чисто академическую карьеру, но важнейшим его призванием было служение Церкви. Преподавание в Свято–Владимирской семинарии и пастырское служение в Церкви он рассматривал как свою главную обязанность. Впрочем, он не прекращал и академической деятельности. Отец Иоанн занимал кафедру византийской истории в Фордхэмском Университете в Нью–Йорке и помимо этого читал лекции в других учебных заведениях. Он участвовал в международных научных конференциях, продолжал заниматься исследовательской работой и писал. Кроме того, он деятельно участвовал в жизни Церкви как на местном, так и на международном уровне: он был членом комиссии «Вера и церковное устройство» во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ), где с 1967 по 1976 г. исполнял обязанности председателя, а также вместе с о. Александром Шмеманом сыграл ведущую роль в создании автокефальной Православной Церкви в Америке. Томос об автокефалии был дан русской Митрополии Русской Матерью–Церковью в 1970 г. Исторически Русская Церковь была единственной православной церковью в Америке, а ее первыми членами были настоящие американцы - аборигены Аляски. Но с самого начала к ней принадлежали и верующие диаспор (греки, арабы) - до того, как у них появились собственные «юрисдикции». Автокефалия учреждалась с целью восстановить изначальное каноническое единство Православной Церкви в этой стране. К сожалению, историческая реальность не всегда подчиняется каноническим принципам Церкви, а каноническое единство даже и по сей день остается в Америке не достигнутым…

Когда 13 декабря 1983 г. скончался о. Александр Шмеман, занимавший пост декана Свято–Владимирской семинарии с 1962 г., о. Иоанн был единодушно избран его преемником. Отец Иоанн воспринял избрание как крест, который нужно нести, поскольку сам он предпочитал исследовательскую и преподавательскую работу, а не хлопоты по практическим вопросам. Но, несмотря на это, он добросовестно исполнял административные обязанности наряду с академической деятельностью и с пастырским служением.

Одной из отличительных черт о. Иоанна как преподавателя и как автора научных работ была ясность стиля. Он никогда не был высокопарным или «благочестивым». Он обладал особым даром делать понятными сложные исторические и богословские вопросы. На лекциях он всегда предлагал задавать вопросы («Я хочу вопросов»). В годы, когда я учился в Семинарии (он тогда еще не был деканом), он часто приглашал студентов к себе домой, и мы вместе обсуждали любые темы: церковь, политику, культуру…

Проповеди о. Иоанна были сдержанными, и, давая духовные советы, он тоже всегда «крепко стоял на земле», не прибегая к благочестивому или богословскому жаргону. «Будь как ребенок», - сказал он одному человеку, спросившему его, как готовиться к исповеди.

Что меня еще поражало - это его интеллектуальная честность. Он с готовностью воспринимал критику, если она была обоснована. Я помню, как однажды он говорил об о. Иоанне Романидисе, раскритиковавшем его книгу о Паламе в двух пространных статьях, - что тот в некоторых вопросах был прав. Например, Романидис был не согласен с тем, что автор охарактеризовал Варлаама Калабрийского, первого противника Григория Паламы, как «номиналиста», и о. Иоанн согласился с ним.

Отец Иоанн всю свою жизнь проработал рука об руку с о. Александром Шмеманом - они были друзьями с раннего детства. У них было одинаковое отношение к богословию, унаследованное в основном от преподавателей Парижского Свято-Сергиевского института - в частности, от о. Киприана Керна и о. Николая Афанасьева. Их несхоластический подход к богословию, повышенное внимание к литургии - и в особенности к Евхаристии как средоточию жизни Церкви, - все это наложило свой отпечаток на богословские работы и о. Иоанна, и о. Александра. Но каждый из друзей пошел по своему особому пути. Отец Иоанн был ученым, а о. Александр - скорее человеком интуиции. Когда читаешь «Дневники» о. Александра , поражаешься, что он упоминает о своем друге не очень часто, а когда упоминает, то кажется, будто не хватает той самой теплоты, с которой о. Александр говорит о других близких людях. Я не могу найти этому объяснения. Кажется, что оба волей жизненных обстоятельств были вынуждены уделять время собственным обязанностям и сферам интересов. Отец Иоанн был больше связан с наукой, чем о. Александр, хотя никогда не писал чисто из академического интереса: центральной темой его сочинений всегда была Церковь и ее духовные корни. Одно можно сказать наверняка: они, без сомнения, уважали друг друга, и я сам видел, как был взволнован о. Иоанн сразу после кончины о. Александра. Духовное родство этих двух людей проявилось даже в последних словах, сказанных о. Иоанном перед смертью: «Евхаристия, Евхаристия…

Из книги Введение в святоотеческое богословие автора Мейендорф Иоанн Феофилович

ВВЕДЕНИЕ В СВЯТООТЕЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Иоанн

автора Автор неизвестен

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

1:4 - 4:21 Христианский подход к служению в церкви 1:4-9 Благодарение за полноту благословения Христова В разделах, посвященных благодарению, Павел часто заранее обозначает темы, которых считает необходимым коснуться в своем послании. И он не перестает благодарить Бога,

Из книги «Несвятые святые» и другие рассказы автора Тихон (Шевкунов)

Из книги Старец Силуан Афонский автора Сахаров Софроний

Отец Иоанн Кронштадтский ОТЦА ИОАННА я видел в Кронштадте. Он служил Литургию. Я удивлялся силе его молитвы, и доселе, а прошло почти сорок лет, не видел, чтобы кто служил так, как он. Народ любил его, и все стояли со страхом Божиим. И не дивно: Дух Святой влечет к Себе сердца

Из книги Лекции по патрологии I-IV века автора

В. Коваль. Жизнь, посвященная науке

Из книги Добротолюбие. Том III автора Коринфский Святитель Макарий

Преподобный отец наш Иоанн Карпафский Краткое сведение о св. Иоанне Карпафском О св. отце нашем Иоанне Карпафском, кто он был, в какое время процветал, где совершал течение подвижничества, и все прочее, касающееся его, ничего не известно. Вот только что свидетельствует о

Из книги ДОБРОТОЛЮБИЕ автора Автор неизвестен

ПРЕПОДОБНЫЙ ОТЕЦ НАШ ИОАНН КАРПАФСКИЙ КРАТКОЕ СВЕДЕНИЕ О СВ. ИОАННЕ КАРПАФСКОМ.О Св. Отце нашем Иоанне Карпафском, кто он был, в какое время процветал, где совершал течение подвижничества, и все прочее, касающееся его, ничего неизвестно. Вот только что свидетельствует о

Из книги Православное богословие на рубеже столетий автора Алфеев Иларион

1. Протопресвитер Иоанн Мейендорф

Из книги Моя жизнь со Старцем Иосифом автора Филофейский Ефрем

Из книги Святой праведный Иоанн Кронштадтский автора Маркова Анна А.

Митрополит Вениамин (Федченков) Отец Иоанн Приступать к воспоминаниям о приснопамятном отце Иоанне мне всегда бывало особенно трудно: слишком он был высок; а я – грешный. И лишь ради пользы других принимаюсь за описание моих личных впечатлений о нем. Начинаю писать в

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Протопресвитер Иоанн Мейендорф ПАСХАЛЬНАЯ ТАЙНА: статьи по богословию Для ученого нет истины там, где нет доказательства. Для богослова Бог вездесущ: Его нет лишь в том, что иллюзорно. Протопр. Иоанн Мейендорф. «О литургическом восприятии пространства и времени» УДК

Из книги Живое предание XX века. О святых и подвижниках нашего времени автора Никифорова Александра Юрьевна

Отец Иоанн Мейендорф как историк Среди многочисленных публикаций о. Иоанна на исторические темы, связанные с Церковью и с богословием, совершенно особое место занимают две его исторические монографии «Единство Империи и разделения христиан» (см. выше) и «Византия и

Из книги Патрология. Период посленикейский (IV в.- первая половина V в.) автора Скурат Константин Ефимович

Отец Иоанн Мейендорф как человек Церкви Отец Иоанн был не просто ученым, погруженным в свои богословские и исторические штудии - ему был присущ живой интерес к жизни современной Церкви, он чувствовал свою ответственность за нее. Он был активным членом ВСЦ и на протяжении

Из книги автора

Америка. Крествуд. Отец Иоанн – Какой самый счастливый период вашего творчества?– Работа в Америке под руководством протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Это был глубокий богослов, историк, византолог. Постройку семинарского храма в Крествуде начинал еще отец

Из книги автора

прп. Иоанн Кассиан Римлянин - отец востока и запада Житие Иоанн со вздохом отвечал: я никогда не исполнял своей воли, и никого не научал тому, чего сам не делал (Из предсмертного наставления аввы Иоанна в изложении преподобного Кассиана. - 66) Преподобный Иоанн Кассиан

Живое предание

Свидетельство Православия в современном мире

Предисловие

Сегодня к российскому читателю приходит книга статей профессора протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Его рассказ о пройденном пути, о своих предках публикуется как приложение к книге. Поэтому мы не будем подробно останавливаться на биографических данных. Отец Иоанн, как говорили в советское время, был широко известен в узких церковных и научных кругах не только как активный церковный деятель, но и как ученый–византинист, как православный богослов, который представлял Православную Церковь на международных богословских форумах. Он был человеком широких церковных взглядов и активной жизненной позиции. Консерваторы в СШЛ обвиняли его едва ли не в сотрудничестве с богоборческой властью в СССР, вменяя ему и отцу Александру Шмеману в вину дарованную в начале 70–х Автокефалию Православной Церкви в США. А богоборческая власть не простила ему послесловия, которое он написал в 1977 году к книге Льва Регельсона «Трагедия Русской Церкви». После этого о. Иоанна перестали пускать в СССР. Вновь он приехал в Россию лишь после падения богоборческого режима.

Книга «Живое предание» вобрала в себя статьи протопресвитера Иоанна Мейендорфа на богословские темы, разбросанные по различным англоязычным и русским журналам. Впервые она вышла в Санкт–Петербурге в начале 90–х годов. Парадоксально, но парижанка Л.А. Успенская перевела с английского даже те статьи, которые были написаны отцом Иоанном по–русски. Это безусловно снижает ценность петербургского издания. Еще при жизни отца Иоанна в Париже вышла его книга «Византия и Московская Русь» в самиздатском переводе, сделанном в Москве. Отец Иоанн был крайне раздосадован качеством перевода и тем, что ему не предоставили возможность отредактировать его. Об этом он с огорчением говорил автору этих строк во время своего последнего приезда в Россию. Печально, но перевод повторили и лишь слегка отредактировали в издании, предпринятом Свято–Тихоновским богословским институтом в 2003 году.

«Живое предание», которое читатель держит в руках, бережно воспроизводит статьи отца Иоанна, написанные им по–русски. Переводы с английского заново отредактированы Еленой Дорман. Этот сборник удивительно актуален сегодня, когда многими православными в нашем стремительно меняющемся обществе потеряны святоотеческие ориентиры. Книга отца Иоанна Мейендорфа, охватывающая двухтысячелетний путь христианства, как восточного, так и западного, действенно помогает нашим современникам обрести верные пути. Статьи сборника отличают глубокое знание истории христианства, богословское чутье и доступное изложение. Книга издана благодаря помощи фонда Religious Books for Russia.

Cepгей БЫЧКОВ, доктор исторических наук

ВВЕДЕНИЕ

Как православному человеку хранить свою веру и свидетельствовать о ней в изменчивом мире двадцатого столетия? На этот вызов нашего времени может быть только один ответ - живое Предание.

Всякое православное богословие и всякое православное свидетельство непременно традиционны в том смысле, что они соответствуют не только Священному Писанию, но и опыту Отцов Церкви и святых, а также постоянному священнодействию смерти Христа и Его Воскресения в богослужении Церкви. Однако термин «традиционное богословие» может означать и богословие мертвое, если традиционность отождествляется с простым повторением. Такое богословие может оказаться неспособным увидеть вопросы своего времени, может противопоставить новым ересям вчерашние аргументы.

Но мертвый традиционализм не может быть истинно традиционным. Святоотеческое богословие характеризуется прежде всего тем, что оно смогло ответить на вызовы своего времени, сохраняя при этом верность изначальной, апостольской вере. Итак, просто повторять то, что сказали Отцы, значит изменять их духу и тому замыслу, который они воплотили в своем богословии.

Великие отцы–каппадокийцы четвертого века, свв. Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, являются подлинными столпами православного христианства потому, что они сумели соблюсти веру перед лицом двух великих опасностей. Первой была арианская ересь, отрицавшая Божество Христа, второй - вызов, брошенный древнегреческой философией, имевшей большое влияние. Эта философия царила над умами просвещенных людей в течение столетий; и именно из–за своей привлекательности, традиционности, престижности она мешала многим грекам принять новую библейскую веру учеников Христовых. Обе эти проблемы Отцы видели ясно и отвечали на них компетентно. Они не просто анафематствовали ариан, а создали положительную и современную терминологию для разъяснения тайны Святой Троицы, ту терминологию, которая запечатлена в Символе веры. Они не просто отрицали ценность греческой философии, но показали также, что лучшие ее прозрения могут быть успешно использованы в христианском богословии, при условии, что высшим критерием истины признается Евангелие Христово.

Таким образом, быть «традиционным» значит для нас подражать Отцам в их творческом труде, рассуждении и богословской интуиции. Как они, мы должны посвятить себя делу спасения людей от заблуждений, а не просто держаться за отвлеченные и декларативные истины. Мы должны подражать их направленности на понимание своих современников и употреблять категории и термины, доступные и привычные современному миру. Истинное Предание - это всегда живое предание. Оно изменяется, всегда оставаясь одним и тем же. Предание меняется не потому, что изменения претерпевает его существенное содержание, а потому, что оно оказывается в разных ситуациях. Его содержание не есть нечто абстрактное; это Сам Живой Христос, сказавший: «Аз есмь Истина».

В этой последней четверти двадцатого века Православная Церковь и православное богословие оказались в совершенно особом положении раздробленности и обособленности. В Восточной Европе, где живет большинство православных христиан, политические условия крайне затрудняют всякое выражение живого богословия. Церковь выживает в ограниченных рамках богослужебной жизни, которую государство терпит как отживший музейный экспонат. Однако многие признаки указывают на то, что духовный потенциал Православия, хранимый прежде всего в замечательном динамизме его богослужения, останется незатронутым. Более того, трагическая и искусственная изоляция православных общин может в один прекрасный день оказаться провиденциальной. Отъединение Православия от остального мира, как это сделало в прошлом турецкое иго, может означать защиту его от искушений и шатаний современного западного секуляризма.

Совсем иным является наше положение на Западе. Нашей полной умственной свободе не мешают никакие формальные ограничения. Это не значит, что мы не стоим перед искушениями, и часто более тонкими и в известном смысле более опасными, чем те, которым подвержены наши православные братья в Восточной Европе. Так, наш богослужебный кризис и тот канонический хаос, в котором мы живем, ясно показывают, что мы не используем Богом данную нам свободу во славу Божию.

Задача живого богословия, выражающего единое и живое Предание Церкви, заключается в том, чтобы определить проблемы нынешнего дня и дать на них ответ в соответствии с требованиями единой истины Христова Евангелия. Необходимость справиться с этой задачей становится тем более очевидной, что внеправославное христианство, а также светский нехристианский мир предоставляют нам множество благоприятных возможностей ясно свидетельствовать о православии. Настоящая книга содержит несколько докладов, прочитанных автором на экуменических собраниях и во время межконфессиональных диалогов. У нас нет, однако, никаких оснований для православного триумфализ–ма в смысле каких–либо конкретных достижений. Следует признать, что участие разных Православных Церквей и многих православных богословов в экуменическом движении за последние десятилетия не привело к значительным результатам в развитии западного богословия.

Примером могут служить многие годы «дружбы» между Православием и англиканством. Но ни дружба эта, ни серьезные предупреждения православных не помешали недавним событиям в Протестантской Епископальной Церкви Америки. Епископалы одобрили священство женщин, а также отвергли предложение (имевшее в виду предполагавшееся сближение с Православием) отказаться от латинской вставки филиокве в Символе веры. Если наши англиканские друзья в большинстве своем столь очевидно равнодушны к традиционной позиции Православия, то как можно ожидать более положительного отношения от многочисленных протестантских общин, с представителями которых мы встречаемся на различных экуменических собраниях? Это очевидное отсутствие интереса к современному свидетельству Православия со стороны того, что можно назвать западно–христианским богословским и экклезиологическим истеблишментом, приводит иногда и самих православных к отрицательному и пессимистическому суждению об экуменическом свидетельстве Православия. Однако, прежде чем впадать в такой пессимизм, следует подумать о более «кафолическом» понятии ответственности Церкви в современном мире. Не обязательно ограничиваться формальной структурой экуменического движения.