Рисуночные тесты по психологии дерево. Методика «Три дерева» — зеркало семейных отношений. Инструктаж перед началом выполнения теста

Рисуночный тест «Мое дерево»

Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых.

Дерево показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему Я, которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне.

При выполнении теста очень важно отслеживать последовательность изображения деталей, все комментарии, самопроизвольно сделанные тестируемым во время рисования, а также его эмоции.

Визуализация проблем в виде диаграммы, называемой «деревом проблем», для анализа и выяснения причинно-следственных связей.

  • Определение структуры и темы анализа.
  • Идентификация проблем, с которыми сталкиваются целевые группы и бенефициары.
Как и любое другое дерево, дерево проблем состоит из трех частей: ствола, корней и ветвей. Основной вопрос - основная проблема. Корни представляют собой причины основной проблемы, а ветви - ее последствия. На следующем рисунке показан пример дерева проблем, связанных с загрязнением рек.

Негативные ситуации дерева проблем преобразуются в решения, выраженные как «положительные достижения». Например, в показанном примере загрязнения «ухудшается качество речной воды» преобразуется в «качество речной воды». Поскольку негативные ситуации в дереве проблем необходимо переформулировать в позитивные ситуации, которые желательны и реалистично достижимы, первостепенное значение имеет участие всех заинтересованных сторон в обсуждениях, дающих их отзывы. Соответствующие консультации помогут рассмотреть приоритеты, оценить, насколько реалистичны достижения некоторых целей, и определить дополнительные средства, которые могут потребоваться для достижения желаемых целей.

Задание к тесту

Необходимо дать тестируемому лист бумаги для рисования, простой карандаш, ластик и попросить его нарисовать себя в образе дерева. После того как рисунок будет готов, предложите написать о жизни дерева: что оно чувствует, как ему живется в настоящий момент в лесу?

Интерпретация рисунка «Мое дерево»

Определение наклонностей и особенностей характера человека

Также может потребоваться переформулировать некоторые проблемы, добавить новые проблемы или удалить проблемы, которые могут быть неактуальными или подходящими. Кроме того, объективное дерево может показать множество целей, которые не могут быть достигнуты сразу, для чего должны быть сделаны выборы и приоритеты.

После завершения целевое дерево дает сводную картину желаемой будущей ситуации, включая указание средства, с помощью которого можно достичь целей. Этот аналитический этап является самым сложным и сложным процессом, поскольку он включает в себя синтез значительного объема информации и принятие комплексного решения о наилучшей стратегии реализации. На практике необходимо найти баланс для различных интересов заинтересованных сторон, политических требований и практических ограничений. Однако потенциальные достоинства и трудности, связанные с решением проблем по-разному, должны быть тщательно изучены до того, как будут проведены какие-либо подробные проектные работы.

1. Человек, нарисовавший пальму или дерево экзотической породы, склонен к экстравагантности в своих поступках, рассуждениях, в манере одеваться. Он любит приключения, при которых получает массу новых впечатлений.

2. Того, кто нарисовал ель, отличают хорошие организаторские способности. Но в то же время, по характеру такой человек может быть эмоционально неуравновешен и испытывать чувство отверженности.

Какие вмешательства, скорее всего, приведут к желаемым результатам? Что было бы более полезно для целевых групп? Являются ли эти меры устойчивыми в долгосрочной перспективе? Доступны ли финансовые средства? Имеем ли мы технические возможности для осуществления действий? Эти и другие вопросы, в том числе.

Кроме того, задавались вопросы для выявления пережитых потрясений: Это дерево живое?

В своей кажущейся простоте дерево поддерживает ряд аналогов с человечеством. Рисунок дерева, отличный детский классический, но действительный для всех, является особенно интересным инструментом для психологии. Анализ чертежей дает ценные указания личности, которые должны сочетаться с другими диагностическими процессами. Действительно, этот рисунок вызывает в его авторе выразительные явления, используя его бессознательные определения. Восприятие самого себя, потрясения прошлого, тревоги, интимные устремления: так много элементов, как рисование дерева, может осветить.

3. Люди, рисующие дуб, честны и прямолинейны, относятся к независимым натурам.

4. Человек, изобразивший березу, – ранимый, эмоциональный и чувствительный.

5. Плакучая ива говорит о неудовлетворенности жизненной ситуацией рисующего, сниженном настроении, поиске позитивных контактов, стремлении обрести твердую опору.

6. Нарисованная яблоня может выражать у женщины желание иметь ребенка, в некоторых других случаях подчеркивает инфантильность личности рисующего.

В этой книге прослеживается история испытания дерева и представлены основные методологические подходы. Из простого теста личности на клиническое наблюдение психопатологии вызывают все области применения техники. Ясная и справочная книга, доступная всем, на этом простом и быстром инструменте, который является проверкой дерева при расследовании личностных и психических расстройств.

Мы показываем подход для консультаций с необычным углом. Мы предлагаем междисциплинарное сотрудничество. Пусть эта идея полетит в мир с книгой и поможет вернуть астрологию в ее авторитет! Тесты на деревья и тест Рисунок человеческих фигур - это психологические так называемые проективные методы диагностики. Вы заранее не знаете, о чем говорите. Это зеркало вашей собственной личности. Мы сравнили результаты с людьми с их гороскопом, и мы были удивлены. То, что мы имеем в звездах, интересно связано с этими рисунками.

7. Дерево с пышной кроной рисуют обычно люди с развитой интуицией.

8. Человек, изобразивший дерево с голыми ветками, обладает чертами детской непосредственности.

9. Если изображается дерево с птицами на ветвях, под солнцем или луной, то это говорит о склонности человека обдумывать любые жизненные ситуации.

Расположение рисунка

Книга полна очень интересных картин с их подробным анализом

Как и почему - вы узнаете в этой книге. Авторы - астрофизик и психолог. Сравнение двух разных подходов к так называемой проекции свободно дополняется в публикации психологическими соображениями, а также цитатами важных психоаналитиков. Новак и попросил у него частные уроки консультирования по вопросам брака и психологической работы с клиентами. Однажды автор этой книги искал меня. Студенты заинтересованы, но люди больше не профессионально меня устраивают в этом отношении. Первоначально мне показалось, что это несколько более серьезная чистка.

1. Если нарисованное дерево находится в правой части листа, это значит, что человек имеет сильную потребность опереться на чей-то авторитет.

2. Расположение дерева в левой части листа указывает на привязанность к матери и прошлому.

3. Дерево, нарисованное строго по центру, говорит о потребности в систематизации своего жизненного опыта, а также указывает на что-то особенно значимое для этого человека.

Эта книга, безусловно, не о психологической астрологии. Меня заинтриговала философия музыкального композитора и астролога Дэн Рудъяр, согласно которой концепция. Астрология не должна служить для прогнозирования событий, но она призвана помочь личному развитию, поиску смысла и смысла ситуаций, даже кризисных ситуаций, в которых человек оказывается в своей жизни. Таким образом, астрология становится открытой системой познания и понимания отношения человека к себе, к другим людям.

Моя профессиональная черная моль - это некачественное экспертное мнение психологов, оценивающих родителей и детей в конфликте развода. Из этих мрачных соображений это был только шаг к попытке сравнить результаты некоторых психологических тестов с гороскопами. В другой богатой литературе по психологии - астрологии нет ничего подобного. Раскрыть оценку методов тестирования является нездоровым с точки зрения психологической этики. Поэтому мне пришлось использовать два теста, которые можно легко найти в Интернете.

4. Расположение дерева в верхней части листа указывает на желание избавиться от депрессивного состояния.

5. Расположение дерева в нижней части листа говорит о чувстве самобичевания и депрессивном состоянии.

6. Если человек повернул лист бумаги по горизонтали и при таком расположении листа нарисовал дерево, то это указывает на его рассудительность и независимый характер.

Это был тест деревьев и тест рисунков человеческих персонажей в проективной интерпретации. Оба теста очень популярны в батарее, используемой специалистами. Результат сравнения очень удивил меня. Точно так же это было верно и в других областях консультирования.

I. Свобода от инструкции

В конце концов, ищите себя и думайте. Позаботьтесь о других, но начните с себя. Мисс Леона изучает относительно сложную техническую область в колледже. Три года назад она испытала очень драматичный развод своих родителей. Он подошел к тому, что ее отец и ее мать буквально выбрасывали из мороза часами и часами, отказываясь сотрудничать. Он взял ключи от большой виллы со словами: «Это будет мое или ничего». Им негде было встать на ноги. Хотя они в конечном итоге выиграли «ключ» в суде, отец не дал ему то же самое.

Некоторые особенности рисунка

1. Дополнительные объекты на рисунке говорят об эмоциональности и хорошем воображении человека.

2. Если вокруг дерева прорисован пейзаж, то это указывает на чувствительность и сентиментальность рисующего.

3. Нарисованные два дерева показывают на отношение рисующего к окружающему миру и его жизненную позицию.

Леона попала в депрессию и уже три года использует антидепрессанты. Теперь у него проблемы с продолжением учебы. Ее пессимизм также разочаровался в распаде долгосрочных отношений. Персонажи выражают незаинтересованность, депрессию, отрицают сексуальность. Отсутствие лица символизирует отсутствие в социальном контакте. Она не знает, кто она, или то, о чем она думает о партнерстве, находится в тумане. С отцом нет нулевой связи, с матерью довольно сложно. Руки говорят нам о способности общаться, но волосы могут быть потеряны в его глубокой душе.

4. Множество деревьев – нежелание подчиняться общепринятым нормам.

Размеры рисунка

1. Мелкое изображение дерева говорит о том, что человек не может проявить себя в жизни.

2. Изображение дерева больших размеров указывает на внутреннюю свободу человека.

Характерные детали рисунка

1. Наличие плодов на дереве показательно для людей, стремящихся к результативной деятельности и достижению цели.

XIV. Характер линии

Дерево довольно массивное, что подтверждает большое мнение о себе. Сильные корни означают сильную потребность в безопасности и семейных связях. Однако они подвергаются воздействию, что соответствует нынешней ситуации, когда исходная семья развалилась, родители развелись, и теперь она живет одна. Сильное племя - это подчеркнутое прошлое и стремление компенсировать недостаточную уверенность в себе. Племя и корона не взаимодействуют друг с другом. Корона, кажется, не принадлежит там, потому что она привита из другого дерева.

2. Если вместо дерева человек рисует пень, то это говорит о его противоречивом характере.

3. Сломанное дерево – пережитое потрясение.

4. Недорисованная вершина дерева указывает на большие незавершенные планы.

5. Дерево, раздвоенное от ствола, рисуется обычно теми, у кого очень сильны родственные связи с сестрами и братьями и которые чаще всего разорваны или утрачены. Также такие деревья часто рисуют близнецы.

Что психолог думает о случае

Он, кажется, хочет подавить прошлое и «построить» идеальные «завтра». Корона богато украшала колеса через регулярные промежутки времени. Это также подтверждается некоторым идеализмом и стремлением к совершенному миру. Что дало мне диплом русского языка для моей практики.

Мы запомнили, что «лишнему человеку», феодалу, нечего было делать, ему было скучно. В конце концов он даже не встал с кровати, слуга должен был повернуть и накормить его. Из летаргической летаргии, чистой любви к девушке, г-жа Только место провала феодализма в России показывает конец депрессии. Сегодняшние слуги упали, но описание всегда зеленое.

6. Ветка вместо дерева говорит об инфантильности человека.

7. Опущенные ветви – низкий жизненный тонус и нежелание прилагать какие-либо усилия для преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций.

8. Если ветви дерева направлены вверх, то это указывает на оптимистический настрой и энтузиазм, иногда на стремление автора рисунка к власти.

Альфред Адлер Историческая справка

Каждый из четырех букв указывает на проблемный круг ранее недиагностированной депрессии. В общем, это «десприт», исчезновение духовной силы, которое дополняет способность проявлять и расслабляться адекватно. Исключительная чрезмерная сонливость, как будто «спать сна». Расстройство сна чаще встречается. Типичный сон является прерывистым. Через час «между собакой и волком», вокруг одного, вы просыпаетесь. Вы не можете спать снова довольно долго.

Область применения методики "Дерево с человечками"

Отсутствие радости, а тем более способность радоваться. Конечно, из новых, позитивных вещей или опыта, но и из того, что раньше было «строителем жизни» в прошлом. Любимая музыка, любимые внуки, коллекция марок, секс, цветоводство, наши золотые мальчики, суверенно идущие в финал чемпионата мира. Когда ваши друзья подтянут вас к чудесному карусели, вам будет приятно поговорить с ними на одном из языков, распространенных в субтропических лесах, возможно, среди эскимосов. Вы слышите, но вы не понимаете, почему люди смеются.

9. Ветви, идущие в разные стороны, означают поиск в расширении контактов и самоутверждение себя.

10. Если ствол изображается без ветвей, это говорит о трудностях в установлении контактов.

11. Обозначение места, на котором стоит дерево, характерно для людей, которые нуждаются в утверждении себя и укреплении своего места в жизни.

Брачные консультанты иногда сталкиваются с хозяевами - благодаря чистой любви к их девичьей девушке - провозглашая свое нежелание привести детей в наш непослушный мир. Обоснование обычно убедительнее - философско-экономическое-историческое и истерическое. Анхедонию обычно забывают.

Как насчет общего состояния, которое вы определенно не считаете «здоровым ядром» нации. Не то, чтобы они не могли существовать вместе с атаками булимии депрессии. Приблизительно девять из десяти пациентов испытывают нежелание есть. Потеря веса быстро растет в приличных размерах. В частности, пять процентов веса в месяц, конечно, не желая терять вес. Среди прочего, ваш вкус к сексу также поможет вам. Бонусом может быть множество болей или других неудобств, которые не встречаются при обычном обследовании соматического состояния.

Изображение листвы

Листья символизируют способность к установлению контактов с окружающим миром, а также говорят о психологической защищенности человека в этих контактах.

1. Если листва дерева изображена широким веером, то это говорит о хорошем взаимодействии человека с окружающими и о его контактности.

2. Если нарисованная листва скудная и чахлая – контакт с внешним миром очень слабый.

1. Листья острой формы означают стремление человека защищаться от опасности.

2. Листва, изображенная схематично, похожая на пустой круг говорит о непроявленной агрессивности.

3. Нарисованные падающие или опавшие листья указывают на разочарование в жизни, чувство одиночества.

4. Листва, направленная вверх, – стремление к лидерству и наличие цели.

5. Листья в большом количестве, тщательно прорисованные, указывают на педантичность, но в то же время на чувствительность и эстетическую потребность человека.

6. Круги в листве – чувство разочарования, одиночества, желание обрести покой.

7. Листва дерева, прорисованная кривыми линиями, означает открытое принятие окружающего мира и восприимчивость.

8. Листва в виде узора – обаяние, приветливость, женственность, доброжелательность.

9. Листва-сетка выказывает желание уйти от неприятностей и проблем.

Ствол дерева

1. Ствол, оторванный от земли, – недостаток контакта с внешним миром.

2. Ствол, расширяющийся книзу, – поиск устойчивого и стабильного положения в окружающем мире.

3. Ствол, сужающийся книзу, – изоляция и стремление укрепить свое Я.

4. Прорисованная кора на стволе указывает на осторожность и потребность в защите.

5. Ствол, нарисованный из одной линии, означает нежелание реально смотреть на вещи.

6. Ствол, не связанный с ветвями, – попытка убежать от реальности в мечты.

7. Ствол, связанный с ветвями и листвой, говорит о желании сохранить свой внутренний мир и хорошем интеллекте.

8. Если дерево изображается таким образом, что высота ствола больше величины кроны, можно говорить о преобладании у человека интереса к конкретным вещам, его умении жить в настоящем моменте.

9. Если размер кроны доминирует по отношению к размеру ствола – у автора рисунка хороший самоконтроль.

10. Ствол с наклоном влево рисует человек, пасующий перед агрессией.

11. Ствол с наклоном вправо означает, что человек ищет поддержки.

12. Ствол, как бы вырастающий из круга, изображает человек, чувствующий себя защищенным только в своем окружении.

13. Изображение на стволе дупла говорит о перенесенном заболевании или операции, а также о сексуальных переживаниях и травмах. Если дупло с птицами, то это указывает на потребность в защите и уюте.

Корни

Корни дерева указывают на среду, из которой вышел человек, и свидетельствуют о его любознательности, импульсивности.

1. Нарисованные корни меньше ствола – желание увидеть то, что интересует, или спрятанное.

2. Корни, равные по величине размеру ствола, – более сильное любопытство, чем просто увидеть интересующее.

3. Очень длинные корни говорят о чрезмерном любопытстве.

Штриховка

Штриховка дерева имеет большое значение при интерпретации рисунка. Она может быть ярче или бледнее, иметь различную форму. Исходя из этого и множества других признаков, можно делать определенные выводы о психологическом состоянии человека.

1. Затемнение листвы, ствола, корней является признаком тревожного состояния.

2. Однородная, не слишком интенсивная штриховка говорит о повышенной чувствительности.

3. Горизонтальные штрихи свидетельствуют о женственности, слабости, развитом воображении.

4. Вертикальные штрихи – признак настойчивости и решительности.

ВАЖНО!

Если вы применяете тест «Мое дерево» к себе самому, вы можете выявить психологические проблемы, эмоциональное состояние и жизненные ресурсы, которые даже не осознаете. Пусть полученное знание придаст вам силы и послужит толчком к осуществлению изменений в себе и своей жизни.


Описание теста "Дерево"

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материал: лист бумаги размером 15x10 см; ручка или карандаш.

С помощью теста "Дерево" можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: "Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом".

Интерпретация I ("типология рисунков")

При анализе значительного количества рисунков, выполненных лицами различного пола и возраста (авторами проанализированы более 2000 рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60 лет), удалось выделить несколько устойчивых типов рисования дерева, а также определить ряд конкретных деталей, использование которых в изображении дерева свидетельствует о некоторых индивидуальных различиях людей.

На рис.1 представлена схема дифференциации изображений дерева.

Рис. 1. Схема дифференциации изображений дерева

Тип 1 - "ель". Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, со множеством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность.

Разновидности типа в изображении дерева

Тип 2 - "синтетическое". Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы - это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое выполнение рисунка дерева встречается улиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречается у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к "философствованию", т. е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый "синтетический когнитивный стиль".

На рис.3 представлен переход от схематического изображения дерева к детализированному.

ТипЗ - "педантичное". Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветки, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерена встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как "аналитический когнитивный стиль".

Тип 4 - "зимнее". Для этого типа дерева характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей.

Тип 5 - "пикническое". Для этого типа характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа, о котором упоминалось ранее.

Тип б - "эстетическое". Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью, эстетической формы, умением передать настроение, эстетическое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики.

Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами, как это показано на рис. 4 и 5.

Рис. 4. Разновидности эстетического изображения ели

Рис. 5. Разновидности эстетического выполнения рисунка дерева

Тип 7 - "пальма", "экзотический тип". Обычно встречается у молодежи, у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму. Тип 8 - "характерное дерево". Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречается у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью.

Рис. 6 Разновидности VII типа в изображении дерева

Рис.7 Разновидности VIII (характерного) типа в изображении дерева

Тип 9 - "сюжетный". Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а также небо и на нем - солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вин:) ветками и т. д.

Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.

Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.

Интерпретация II ("психология деталей")

Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для практического психолога, позволяют правильно построить диалог с ребенком или взрослым, более целенаправленно сформулировать вопросы для уточнения тех или иных черт индивидуальности, а также жизненных обстоятельств.

Какие детали и признаки можно выделить по данным нашего обследования?

Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги.

Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных часты у лиц, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево - чей-то дом. Для таких людей характерно стремление ухаживать за животными, растениями.

Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к результативности в деятельности

Дупло может свидетельствовать о перенесенном хроническом заболевании, либо хирургической операции.

Среди изображений дерева могут быть обнаружены следующие варианты выполнения.

Вместо дерева рисуется пень. Это характерно для человека, часто старающегося ответить на влияние противоположным действием, контр вопросом и др. "Ему дали инструкцию рисовать дерево, а он рисует пень". Можно иногда услышать комментарии: "Я всегда так делаю, вы просите дерево, а я вам пень рисую".

Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также часто - дупло. Такое изображение можно интерпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.

Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о переутомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости (см. рис. 8).

Рис. 8. Уменьшенное изображение деревьев

Слишком большие размеры изображения - внутренняя раскованность, свобода.

Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках.близнецов, или лиц, у которых родственные связи с братьями и сестрами, даже двоюродными, очень значимы. Сломанное дерево свидетельствует о сильном потрясении, переживании. Ветка вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности.

Комментарий к тесту

На рис. 9 выполнен тест "Рисунок дерева". Наиболее примечательными чертами изображения являются:

1. Раздвоение ствола, что характерно для близнецов или людей, у которых очень тесные контакты с сестрой, братом или близким человеком, который отождествляется с братом или сестрой;

2.Наличие яблок на голых ветках, на которых виден лишь один листок. Наличие яблок (по Коху) означает чувство вины, по нашим наблюдениям - стремление к результативности в деятельности. Голые ветки часто характерны для лиц, обладающих детской непосредственностью, оживленностью, отличающихся умением смотреть на мир "свежим взглядом".

3.Наличие обозначения места, на котором стоит дерево, характерно для лиц, имеющих потребность в устойчивости, поиске "Своих корней".

Рис. 9. К интерпретации теста "Дерево"

Интерпретация III теста "Дерево" (комплексная, по Рене Стора; перевод с французкого Н.С.Потылицыной).

Данные, представленные в исследованиях Р. Стора в 70-х - 80-х годах, основаны на статистической валидизации и получены в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве 820 человек - от 4 до 60 лет. В варианте теста Р. Стора изображение дерева выполняется на двух сторонах одного листа. Рисующему дается следующая инструкция: "Нарисуйте дерево, любое, какое хотите, но не елку". Затем лист переворачивается и инструкция повторяется. (Важно отметить, что следует избегать слова "еще", которое может послужить стимулом к повторению изображений предыдущего дерева.)

Первый рисунок, по мнению Р. Стора, представляет собой реакцию испытуемого на незнакомую обстановку и отражает его усилия по самоконтролю. Второй более соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке.

В одном из вариантов теста Р. Стора предлагает людям, на втором листе нарисовать дерево мечты (т.е. воображаемое дерево, которое не существует в реальности). На обороте этого второго листа предлагается нарисовать дерево с закрытыми глазами. При этом считается, что "дерево мечты" позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает особенности компромисса между желаемым и действительным, при этом можно обнаружить тенденции удовлетворения и специфику решения проблем. Дерево же, нарисованное с закрытыми глазами, по мнению Р. Стора, позволяет выявить давние конфликты, детские травмы, которые могут влиять на настоящее.

Интерпретация Р. Стора основывается на особой рубрикации, выявленной статистически. Среди разделов этой рубрикации можно отметить следующие.

Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с родителями, сестрами, братьями и т.д.

Аффективные реакции: веселость, грусть, пессимизм, оптимизм, враждебность, агрессия, нежность, ощущение победы и т. п.

Интересы: интеллектуальные, художественные.

Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потребность в согласии, зависимость и т.д.

Социальные отношения: общительность, замкнутость, лживость и т. д.

Форма деятельности: регулярность, системность, находчивость, медлительность и т. п.

Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, воображение, прилежание. Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графического материала Р. Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фигуры сгруппированы по 15 категориям:

I.. 1-6- свобода от инструкции;

II. 6-10-почва;

III. 10-15-корни;

IY 15-22--симметрия;

V. 23-26-кресты;

VI 26-35 - положение на странице;

VII. 35-69 - форма листвы;

VIII. 69-78,- штриховка; .

IХ. 78-97 -ствол;

X. 97-101. - общая высота дерева;

XI. 101-113 - высота кроны;

ХII 113-120 - ширина кроны;

XIII.120-125 - выступающие части;

XIV.125-146 - особенности линий;

XV.147-149 - разные признаки.

Интерпретация III опирается на обобщенную аналитическую схему рисунка дерева (рис.10) и представляет собой попытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность.

В последние годы, как мы видим, тест "Дерево" претерпел существенное развитие: уточнялась его интерпретация, стабилизировались признаки деталей, результаты соотносились с данными основательных наблюдений.

Приводимый, ниже вариант интерпретации, который применялся на нашем факультете, мы считаем полезным дополнением, хотя заранее предупреждаем читателя, что эта версия не прошла достаточную апробацию. Тем не менее, этот материал дает в руки практическому психологу еще один подход, позволяющий уточнить и частично верифицировать те данные, которые могут быть получены в результате применения интерпретаций I и II. Их можно сопоставить с интерпретацией Коха и, как нам представляется, получить более надежные сведения об особенностях личности авторов рисунка.

Психологическое значение фигур (по Р. Стора)

I. Свобода от инструкции

1. Множество деревьев (не связанных почвой - детское поведение; не подчиняется инструкциям).

2. Два дерева - может символизировать "он и другие" (см.

расположение на странице и использованные фигуры).

4. Пейзаж вокруг дерева - чувствительность.

5. Поворачивание листа по горизонтали - независимый ум,

признак ума, рассудительность.

II. "Основание"

6. Одной чертой - фиксируется на одной цели, принимает какой-либо приказ, указание.

7. Разные основания (разные линии особой формы) - навязывает себе свои правила, потребность в идеале.

7а. Несколько линий оснований до края листа - спонтанный контакт, неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность.

8. Подъем основания в правый верхний угол - задор, энтузиазм, увлеченность.

9. Основание вниз - отсутствие рвения, подавленность, разбитость.

10. Корни меньше, чем ствол - хочет узнать, что от него скрыто.

11. Корни на высоте ствола - любопытство; вызывающее проблемы.

12. Корни больше, чем ствол - большое любопытство, вызывающее тоску.

13. Корни, нарисованные одной чертой - инфантильное поведение с желанием узнать секрет.

14. Корни, нарисованные двумя чертами - способен различать и распознавать реальность.

IV. Симметрия

15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют прямой угол и расположены напротив друг друга - силится казаться в согласии с окружением.

16. Угольная симметрия. Ветви образуют со стволом острый

угол, но расположены симметрично - напряженное усилие над агрессивностью.

17. Прямолинейное чередование. Ветви образуют со стволом угол в расположении поочередно с обеих сторон - колебание в выборе отношения к аффекту. Амбивалентность - источник внутреннего конфликта.

18. Угольное чередование - подвижность, сопровождающаяся блокировкой. Моральные проблемы.

19. Прямоугольная симметрия листвы.

20. Угольная симметрия листвы.

21. Прямоугольное чередование листвы.

22. Угольное чередование листвы.

Примечание: наличие листвы в этих четырех фигурах, свидетельствует о внутренней, скрытой фантазии, наличии воображения, никак не проявляемого внешне.

23. Крест в корнях

24. Крест в стволе

25. Крест в листве

Крест означает конфликт, страдание. Имеет значение и форма.

VI. Расположение на странице.

(страница разделена на 4 части линиями по вертикали и по горизонтали)

26. Чисто левая позиция - привязанность к прошлому, к матери, к тому, что связано с ее образом.

27. Левая позиция с тенденцией к центру - двойное желание покровительства и независимости в этих рамках.

28. Центральная позиция с тенденцией влево.

29. Центральная позиция с тенденцией вправо - желание найти согласие, равновесие между собой и другими. Важен наклон вправо или влево. При доминировании наклона слева направо - направленность к внешнему миру, будущему.

29а. Строго центральная позиция свидетельствует о потребности строгой систематизации на основе привычек.

30. Правая позиция - потребность опереться на авторитет. Иногда - мать, не обеспечивающая безопасности.

З0а. Правая позиция с тенденцией к центру - поиск согласия с окружением.

31. Верхняя позиция (целиком в верхней четверти) - компенсация депрессии возбуждением. Нестабильность и поиск самообладания. Амбиции, желание навязать себя другим.

32.Нижняя позиция (целиком в нижней половине) - впечатление покинутости, депрессии, самообвинение, ненужность.

33. Левая и правая позиции, несколько деревьев.

34. Левая позиция, центральная и правая позиции, не

сколько деревьев - может быть сомнение в поведении или богатство воображения, в соответствии с качеством линии и оригинальностью форм.

34а. Центр дерева - личный способ поиска равновесия.

VII. Форма листвы

35. Маленькие букетики с кругами в 1 /3 высоты ствола -нежная эмоциональность, чувствительность.

36. Маленькие букетики без кругов - фрустрированная нежность.

37. Круги в листве - словесная активность, поиск ободряющих и прощающих переживаний.

38. Падающие (или упавшие) листья - чувствует себя покинутым, разочарован.

39. Опускающаяся листва - отчаяние, бессилие.

40. Листья вверх (ветви направлены к верху страницы) - порыв, энтузиазм, стремление к доминированию.

41. Листья во все стороны - ищет уверенности в разнообразных контактах. Распыляется. Возбужден.

42. Открытая листва (не замкнутая) - чувствительность к окружению, малая сопротивляемость ему.

42а. Нитевидная листва (очень похожа на запутанную нить) - ловкость, более или менее выделяющаяся в решении проблем.

43. Листва в открытых (разомкнутых) кривых линиях - принятие, открытость к другому.

43а. Листва, следующая форме страницы - немного стеснен нормами своего окружения, но подчиняется им.

44. Закрытая и открытая листва - умение получать и давать. Поиск объективности.

45. Полная, закрытая листва (замкнутая кривая) - сохранение самообладания инфантильным способом.

46. Пустая закрытая листва (пустой круг) - не проявляемая агрессивность.

47. Детали листьев, не связанных с целым (замкнутые) -инфантильные суждения, которые проводят незначимую личную точку зрения выше общепринятой.

48. Однообразные детали - тенденция к повторению.

49. Разнообразные детали в листве - разнообразит свои знания. Память.

49а. Детали на стволе - помнит о мелочах в повседневной жизни.

50. Множество серий деталей - тенденция к систематической деятельности.

51. Явное дерево, подстриженное шапкой, - круглый протуберанец, нарисованный на вершине ствола, откуда выходят ветви в разные стороны - инфантильный поиск покровительства.

52. Скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не прочерчено), - потребность в поддержке.

52а. Инфантильное дерево, подстриженное шапкой {круг на вершине ствола, лучи вокруг),- нормально для детей 7 лет. Признаки отставания - после 7 лет.

53. Ветви на одной линии - побег от неприятной реальности приукрашивание ее или трансформация.

54. Ветви из одной и двух линий в одном рисунке - поиск точности. Нюансы оценивания.

55. Ветви из двух линий - хорошее различение реальности.

55а. Обрезанная ветвь - аффективная травма.

56. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии + круги в листве - неудовлетворенные желания отрицаются.

57. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии - менее уязвимый, чем предыдущий, испытуемый, осознает свою неудовлетворенность.

58. Ромбы из одной и двух линий + круги - отдает отчет в том, что разделяет мечты и реальность, но требует компенсации нежности.

59. Ромбы из одной и двух линий без кругов - больше зрелости, которая помогает перенести фрустрацию.

60. Ромбы и 1 /2 ромба из двух линий + круги - испытуемый осознает борьбу, разыгрывающуюся между двумя противоположными желаниями, и ищет эмоциональной компенсации, чтобы заглушить свое беспокойство.

61. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий без кругов - умеет лучше, чем предыдущий, прятать свои сомнения в выборе занятий и хочет показаться уверенным в себе.

62. Листва в виде гирлянд (птичкой) -находится в обороне; остается вежливым и не атакует в лоб.

63. Петлевидная листва - желание пользоваться своим обаянием для победы.

64. Листва в форме кривой без множества разрывов внутри или по краям -"осторожный и сдержанный, настороже.

65. Нитевидная листва - ловкость в избегании того, что не нравится.

65а. Листва с прогрессирующим расширением - поиск прогресса через улучшение.

656. Беспорядочная повторяющаяся листва: малые формы листвы, очерченные контуром, повторяющиеся на всем дереве - общая, захватывающая мысль беспокойства, тревоги.

65в. Листва, подобная вышивке - женское начало, обаяние, любезность.

65г. Переделанная листва - хочет скрыть и исправить свои ошибки, чтобы избежать возможных упреков.

65д. Листва с цветами на дереве или вне его - мягкость, сентиментальность, нежность.

65е. Утолщенные замкнутые ветви - внезапные гневные реакции, более или менее предвидимые.

65ж. Пальма - желание путешествий.

65з. Плакучая ива - отсутствие смелости, мотивированное или немотивированное событиями отчаяние.

66. Листва, направленная вправо, - желание прочной поддержки и поиск позитивных контактов.

67. Листва, направленная влево, - возврат к прошлому и опыту детства.

68. Листва без четкого направления - затрудненный выбор.

VIII. Штриховка

69. Зажатая штриховка, повторяющаяся в листве, на стволе или в корнях - интерпретируется в зависимости от места штриховки: общее напряженное беспокойство.

70. Судорожная штриховка, повторяющаяся и ограниченная - акцентуация значения признака 69 + возможные гневные реакции.

71. Штриховка на стволе (судорожная, повторяющаяся, ограниченная или нет) - значительные проблемы с родителями, вызывающие беспокойство, проявляемое или нет. Аккумулируется злобность, тоска от покинутости.

72. Равномерная штриховка -значимость ощущений, впечатлений. Живет в мечтах и воображает для самоутешения.

73. Черное и белое - ригидное поведение. Возмущается в случае нападок и в то же время старается во имя принципов ограничить себя.

74. Штриховка в виде петли - детская зависимость, покорность, отчаяние.

75. Прямолинейная штриховка - желание предвидеть, любовь к планированию.

76. Нитевидная штриховка (похожа на замкнутую нить) -страх невозможности сдержать собственные агрессивные силы, беспокойство. Может разразиться гневом.

77. Штриховка в мелких деталях - повторяющиеся мечты, которые позволяют компенсировать, но не устранять грусть.

77a. Заштрихованные круги - неудовлетворенность аффективных потребностей. Проблемы по поводу пищи.

78. Изолированная ветвь на стволе слева - желание быть похожим на мать или поступать так же, как она.

79. Изолированная ветвь на стволе справа - желание быть похожим на отца, сравняться с ним в силе.

80. Шрам на стволе - сознание пережитых провалов, которые оставили след.

81. Ствол, отделенный от листвы чертой,- чувствует воспитательное принуждение, отрицает ила принимает его.

82. Ствол в форме конуса - оппозиция с целью доказать свою силу.

82а. Ствол в форме раздавленного свода - сильно чувствует внешнее принуждение и "проваливается" в желание ему противиться, противостоять.

83. Листва, прерывающая ствол вогнутой кривой, - пассивность, мягкость, принятие.

84. Ствол из одной линии - отказ видеть существующую реальность и учитывать ее.

85. Ствол из двух линий, ветви из одной линии - видит реальность, но не считает ее соответствующей своим желаниям, старается избежать ее в мечтах или в игре.

86. Открытый ствол, соединенный с листвой, - хороший интеллект,- нормальное развитие.

88. Ствол, висящий над почвой, - отсутствие контакта с миром.

88а. Листва, висящая над стволом, - повседневная и интеллектуальная жизнь плохо связаны.

89. Ствол, отделенный: от почвы чертой, - чувствует себя изолированным, несчастным.

90. Ствол с наклоном влево - отступает в страхе от нападок.

91. Ствол с наклоном вправо - ищет поддержки.

92. Ствол с разными наклонами - напряженное сомнение. Может внезапно перейти от одного состояния к противоположному.

93. Ствол, поднимающийся вверх, - дух предприимчивости.

94. Ствол, опускающийся вниз, - разочарование, грусть.

95. Ствол, расширенный внизу, - поиск прочной позиции в своей среде.

96. Ствол, суженный у основания, - чувство небезопасности в окружении, которое не приносит желаемой поддержки.

96a. Ствол,"приваренный"к основанию, - изолируется и хочет укрепить свое "Я" перед миром, который признается беспокойным.

X. Общая высота

(страница разделена на четыре части в направлении высоты)

97. Высота 1 - зависимость, уязвимость, недоверие к себе, но возможны мечты о компенсирующем могуществе.

98. Высота 2 - зависимость и робость, менее заметные, чем предыдущие.

99. Высота 3 - хорошая адаптация в среде.

100. Высота 4 - хочет быть замеченным, значимым для других, утвердиться.

100а. Контраст высоты (варианты разных по высоте деревьев у одного испытуемого) - амбивалентность в своих чувствах: утвердиться или пройти незамеченным.

XI. Высота листвы

(страница разделена на восемь частей в направлении высоты)

101. Листва 1-й высоты - отсутствие рефлексии и контроля. Нормально для 4 лет.

102. Листва 2-й высоты - способность размышлять над своим опытом и сдерживать свои реакции.

103. Листва 3-й высоты - хороший контроль и рефлексия.

104. Листва 4-й высоты - интериоризация, компенсаторные мечты.

105. Листва 5-й высоты - интенсивная интеллектуальная